Русская власть в Осетии
Самым крупным в истории Тагаурии было восстание в 1830 г. Тагаурские старшины к нему готовились исподволь. Желая поставить движение на широкую базу, они за несколько лет до этого вошли в связь с персидским шахом. Генерал Скворцов подверг в 1826 г. за это тагиат репрессиям, и тагиаты обязались подчиняться во всем царским властям. Так продолжалось до 1829 г. С этого года начались вновь враждебные волнения против русской власти. Даже осетины Алагирского и Куртатинского ущелий, бывшие до того времени спокойными подданными русской власти, отчасти примкнули теперь к враждебному движению против нее. Но в 1829 г. заключен был мир с Турцией, и руки русских военных властей на Кавказе были развязаны. При таких обстоятельствах Паскевич пошел на решительные меры в деле окончательного покорения Северной Осетии.
С этой целью в 1830 г. главнокомандующий на Кавказе Паскевич: организовал карательную экспедицию в Тагаурию под начальством генерала Абхазова. Целью экспедиции было обеспечить Военно — Грузинскую дорогу от нападений и «шалостей» окрестных горских жителей, в том числе и тагаурцев и «привести их к полному повиновению, а также и учинить между ними некоторое гражданское устройство».
Подчинение Дигории шло иным путем, чем подчинение Тагаурии. В Дигории царизм вел наступление больше дипломатическим путем, чем оружием. Под давлением всех вышеуказанных нужд дигорские бадилаты «со всем своим народом» еще в. 1806 году сами обратились к царскому правительству с просьбой о принятии их в подданство. Они заявляли, что «они добровольно желают быть в подданстве российского народа» и тут же выражали свои пожелания: 1) царское правительство должно было заложить крепость с российским войском, чтобы «им свободный был выход из гор в степь, безопасный от кабардинских хищников, не допускать никаких обид подавать дигорцам руку помощи и от хищных делать оборону», 2) не взыскивать с них податей и пошлин за товары, вывозимые и привозимые в российские пределы, 3) обеспечить выполнение повинностей крестьян своим господам, обещая, что сами не будут требовать с крестьян повинностей, «кроме того, что на них возложено будет».