Политика А. П. Ермолова на Северо-Западном Кавказе
В 1820 г. русская администрация на Северо-Западном Кавказе была выведена из подчинения Херсонского военного губернатора и стала состоять под командованием отдельного Кавказского корпуса. Командующему царскими войсками на Кавказе стало подчиняться Черноморское казачье войско, занимавшее земли по правому берегу р. Кубани. Казачество выступало активным проводником завоевательной политики царизма. Командовавший в это время царскими войсками на Кавказе генерал А. П. Ермолов вошел в историю как сторонник беспощадных мер в порабощении народов Кавказа. Он ошибочно считал горцев «хищниками» и «разбойниками», будто бы жившими в основном грабежами. Ермолов был противником либеральных взглядов на горские народы. Он считал, что их следует подчинить силой оружия.
А. П. Ермолов выступил против развития торговых связей с адыгами и обрушился с резкой критикой на деятельность Р. А. Скасси.
В 1820 г. Ермолов назначил командующим войсками на Черноморской кордонной линии по р. Кубани своего сподвижника генерала Власова. Казачьи отряды под командованием этого генерала начали совершать кровавые походы в Черкесию. Во время похода 1822 г. было истреблено 17 аулов. В последующие годы такие действия велись еще более активно. Это были вынуждены признать даже реакционные царские историки. Так, П. П. Короленко писал: «в продолжение всего почти 1825 года, отряды наши бороздили по за-Кубанскому краю, истребляя аулы враждебных горцев и запасы их. В пылавших селениях черкесы гибли целыми сотнями или от огня, и от оружия ожесточенных казаков, нередко женщины и дети, спасаясь от грозившей смерти, толпами попадались к нам в плен. Или же, предпочитая смерть плену, бросались в бурные горные реки». В ходе завоевания Кавказа царизм применял методы, характерные для экспансионистской политики феодальных государств.
Неудивительно. Что адыги отвечали на эти вторжения героическим сопротивлением и, в свою очередь, совершали ответные нападения на казачьи станицы.
В 1826 г. генерал Власов совершил нападение на аулы натухайского владельца Сагат-Гирея Калабат-оглы, придерживавшегося русской ориентации, и разорил их. Поступила жалоба в Петербург, и Власов со своей должности был уволен. В преддверии новой войны с Турцией царскому правительству невыгодно было далее ухудшать отношения с адыгами. Следуя коварной манере императора Александра 1, местные власти проводили линию на раскол адыгов.