Административная реформа
После завоевания Черкесии царизмом, победители установили военно-полицейскую систему колониального господства над порабощенным народом. Первые административные преобразования в Адыгее имели своей целью максимально полное подчинение адыгов аппарату царского правительства.
В 1865 г. было принято «Положение о кавказском горском управлении». В Кубанской области для управления горцами было создано 5 военных округов: Псекупский, Лабинский, Урупский, Зеленчукский и Эльбрусский. Западные адыги (совр. адыгейцы) вошли в состав Псекупского и Лабинского округов. Три остальных округа составляли аулы восточных адыгов (совр. черкесов), ногайцев, абазин и карачаевцев. Военные округа возглавлялись окружными начальниками, назначавшимися из числа офицеров русской армии. Горцы подчинялись не гражданским, а военным властям. Начальники округов находились в подчинении помощника начальника Кубанской области по управлению горцами.
Военные округа были разделены на участки во главе с участковыми начальниками. Последние также назначались из русских офицеров. Участки делились на аулы и селения.
Управление аулами было организовано на основе «Положения об устройстве аульных обществ, состоящих в ведении военно-народных управлений Кубанской области», принятого в конце 1867 г. Управление аулом осуществлял аульный сход, состоявший из всех жителей не моложе 25 лет. Сход выбирал аульные должностные лица, к которым относились аульный старшина, члены комиссии для раскладки и взимания податей, смотритель запасного хлебного магазина и аульный казначей. Аульный старшина ведал вопросами охраны порядка и безопасности.
Адыги подвергались безудержной эксплуатации со стороны царизма. Аульчане систематически привлекались к постройке дорог и мостов, расчистке лесов. С них взимались налоги и штрафы. Взыскивание всевозможных штрафов было основным методом колониальной эксплуатации населения аулов. Сумма штрафов, которую ежегодно выплачивали аульчане, была даже больше суммы государственных налогов.
Аульская феодальная знать выслуживалась перед царизмом, помогала ему держать в узде свой народ. Жажда наживы и чинов толкала социальную верхушку местного населения на весьма неблаговидные дела. Гневно и беспощадно обличал таких людей адыгский патриот и мыслитель Сефер-бей Сиюхов: «Прежние идеалы черкесов: мужество, храбрость, благородство, гордость… стали уступать место подхалимству, лакейству, низкопоклонству и желанию прислуживаться, …правительство стало применять и здесь испытанное и старое средство – раздачу земельных участков, чинов, орденов и т. п. Таким путем был создан благомыслящий и благонамеренный к русскому правительству слой».
Военно-полицейский режим управления адыгами существовал до начала 70-х годов 19 в., после чего правительство несколько смягчило методы колониального управления горцами. В 1871 г. военные округа были ликвидированы и адыги стали подчиняться административным органам, общим для русского и горского населения. Кубанская область была разделена на уезды. Адыгские аулы и соседние казачьи станицы вошли в состав Майкопского и Екатеринодарского уездов. А в 1888 г. вместо уездов были созданы отделы.