Адыгейская свадьба
Адыгейская свадьба — красивый и неповторимый по своим обычаям обряд. Брак у адыгейцев заключается письменно согласно мусульманским обычаям. Хранились подписанные бумаги у родителей невесты, там же и подписывались. При обряде подписания бумаг свидетелями являлись эфенди и друзья молодоженов. Все были в шапках. После этого стороны назначали точную дату, когда, родня невесты могла бы получить калым. Калым представлял собой одну лошадь или одну корову. Затем устраивалось праздничное застолье с тамадой. На нем все были радостны, веселы и искренни. Вино подносил молодой юноша. Надо отметить, что на всех праздниках адыгейцы пили всегда из общей чаши, обходящей круг.
После выплаты калыма привозилась новобрачная. Это происходило весело и торжественно, и фактически свадьба с этого праздника и начиналась. По пути к жилью невесты джигитов жениха поджидали разные проверочные испытания. А около дома молодой их встречали дубинами, доставалось каждому, кроме тамады. Но, как только первый из парней прорывался в дом невесты, баталия заканчивалась, и приехавших гостей приводили к столу и угощали. Потом невеста направлялась прочь из отчего дома. При этом, ей нельзя было оглядываться или запинаться, спотыкаться о порог. Она садилась в повозку вместе с горянкой, приехавшей ее сопровождать вместе с парнями. Сторона невесты вручала тамаде красное знамя как знак чистоты, целомудрия и воспитанности выходящей замуж девушки. Но, ее не везли сразу в дом будущего мужа. Ее отвозили в «чужой дом». Обычно это был дом дяди молодожена по матери. В «чужом доме» невесту не только веселили, но и устраивали ей всяческие проверки. С заходом солнца к ней приходил жених и оставался с ней до рассвета. Еще через несколько дней невесту по традиции вводили в дом жениха.
Но даже после завершения всех свадебных обрядов невеста не сразу становилась равным членом новой семьи. Продолжали проводиться ритуалы и соблюдался целый ряд обычаев.
Одним словом, адыгейская свадьба очень колоритна и насыщена яркими историческими ритуалами.