Арабский писатель об осетинах, а мы уже говорим о другом писателе — Ибн-Рустэ приводит и титул аланского царя. «Царь аланский, — пишет он, — называется «багаир». Это имя принадлежит всякому, кто у них царем». Этот титул «багаир» вполне соответствует титулу осетинских, царей, приводимому грузинскими летописями: «багатар».
Еще более выразительно характеризуют возросшее в X в. Международное значение Алании официальные формулы обращения византийского двора к разным властителям Восточной Европы и Кавказа.
«Аланский властедержец» — как называет его официальная формула, — признавался византийцами самостоятельным, независимым государем Алании наравне с архонтом Великой Армении, хоганом Хазарии и архонтом России, тогда как «куропалату Иверии», владетелю Авазгии, Албании и еще семи других народов, которые названы у Константина, посылались просто «повеления» царя.
Политическая роль
Крупная политическая роль алан-осетин в X—XI вв. видна и из того, что византийский двор старался быть в мире с аланами-осетинами и держать их в орбите своего политического влияния Для этогоон роднился с аланскими царями. Император Константин Мономах был женат на аланской царевне, жившей в Константинополе в качестве заложницы. Он даже как-то хотел возложить на нее императорский венец, но не успел привести это в исполнение. Константин X женил своего сына, будущего императора Михаила VII на аланке Марии. Эта Мария была дочерью Борены, сестры аланского царя Дургулеля. Брат императора Алексея, Исаак Комнен, был женат на Ирине, двоюродной сестре этой Марии, тоже «дочери аланского царя», а на двоюродной сестре этой Ирины был женат выдающийся, военачальник того времени Гавраг.
Хазарский двор также закреплял свои политические связи с аланами брачными узами. Так, известно, что хазарский царь Иосиф был женат на «дочери аланского царя».