Древнейшие времена осетинского народа

От древнейших времен фольклор неотступно сопутствует истории»; «фольклор, — говорит Горький в другом месте, — душа народа». И действительно, только фольклор может передать понятия, чувства, идеалы народа, и это особенно ценно для того периода, о котором вообще мало источников. Осетинский эпос очень ярко передает быт своего народа в период военной демократии. Мартовский эпос является таким же значительным историческим источником для осетинской истории, каким являются гомеровские песни для, греческой истории и, подобно тому, как в греческой истории применяется термин «Гомеровский век», освещенный гомеровскими песнями, так и в осетинской истории период, освещаемый нартовскими сказаниями, может быть назван «Нартовским веком».

В научной литературе вопрос о происхождении скифов имеет длительную историю. Одни ученые считали скифов монголами, другие — турками; очень серьезные соображения были высказаны в пользу их иранского происхождения.

С позиции учения Марра Н. Я. в советской исторической литературе происхождение «скифских» племен объясняется, как результат смешения местного причерноморского и северокавказского населения с иранским этническим элементом, родственным племенам Средней Азии, известным там под именем саков и массагетов.

Термины «скифы» и «сарматы» употреблялись древними писателями и в собирательном смысле для обозначения ряда племен, которые входили в состав скифских и сарматских объединений.

Родство этого народа с осетинами, как их потомками, доказывается лингвистически.

Названия некоторых местностей, занимаемых этими народами, объясняются и из иранского языка и из осетинского языка. Например, название реки Дон объясняется из осетинского древнего слова «дан» — современного «дон», что означает — вода, река. Южный рукав Кубани в древности назывался Вардан, что может быть объяснено из осетинского «уарын» — дождь и «дан» — река. Древние наименования некоторых городов в Крыму, идущих от скифского времени, также объясняются из осетинского языка, например, древнее название Феодосии — Ардавда — объясняется из осетинского «ард» — клятва и «авд» — семь, что значит «семибожный». Древнее название города Судака — Сугдея — объясняется из осетинского языка «сугдаг» — святой.

Названия отдельных скифских племен также объясняются из осетинского языка, например, «Дандарии», из древне-осетинского «дан» — река, вода и «дарын» — держать, что значит «вододержцы», т. е. береговые жители. Название племени «аспургиане» объясняется из древнеиранского «аспа» — лошадь и из осегинского агфсэе — лошадь.