О таком же процессе происхождение осетинского народа и его культуры ясно и убедительно говорят и археологические памятники.

С VII в. до н. э. начинает меняться облик культуры; это видно по археологическим памятникам, найденным в могилах на территории Северной Осетии и на территории, ранее занимаемой предками осетин.

Памятники материальной культуры говорят, что с VII в. на территории Осетии культура усваивает характер скифской культуры. Но, в то же время со скифской культурой сплетаются элементы старой местной кобанской культуры, что придает ей особый облик.

Скифско-сарматский элемент

О скифо-сарматском элементе с VII в. до н. э. по I в. н. эры на Северном Кавказе говорят и письменные источники. из которых самым основным является сообщение Геродота в его «Истории».

Рассматриваемый период железного века в осетинской истории, период «героический». Как Энгельс называет период железного века, освещается не только лингвистическими, археологическими и письменными источниками, но и фольклором, героическим осетинским эпосом, так называемыми «Нартовскими сказаниями».

Нартовские сказания рисуют предков осетин в эпоху железного века, так сказать, во плоти и крови, во всей конкретности реальной обстановки их жизни. Отражают их быт, нравы, верования, чувства и идеалы. Они восполняют немые свидетельства археологии и отрывочные письменные источники, поэтому являются весьма ценным историческим источником для рассматриваемой эпохи. «Вследствие точности и правдивости, — говорит Поль Лафарг о народных сказаниях, — устная литература обладает исторической ценностью больше, чем любое произведение отдельного индивидуума. Поэтому ею можно спокойно пользоваться без опасения быть введенным ею в заблуждение» М. Горький говорит: «подлинную историю трудового народа нельзя знать, не зная устного народного творчества…