Материальная культура древних осетин

Об этой устойчивой традиции кобанской культуры в памятниках материальной культуры осетин, как это отражается в археологических находках на территории Осетии в I тысячелетии до н. э. и в I тысячелетии н. э., П. С. Уварова говорит, что это иногда вводит, а в первом тысячелетии н. э. окончательно его вытеснило.

Но в истории осетинского народа этот период перехода от родового строя на высшую ступень общественного развития был вместе с тем и периодом, когда образовалось то племя, которое является непосредственно предком современных осетин,

Именно с VIII —VII. в. до н. э. местный кавказский этнический элемент, в том числе и тот элемент, который развивал кобанскую культуру стал смешиваться с новым этническим элементом, с пришедшим на Северный Кавказ иранским элементом, известным в первом тысячелетии до н. э. под названием скифов и сарматов, а в первом тысячелетии н. э. под именем алан.

Наименования «скифы», «сарматы», «аланы» в древности и в средние века употреблялись в собирательном смысле для обозначения объединений, состоявших из разных этнических элементов. В состав этих объединений входила и иранская народность, которая отличалась своим языком, нравом, культурой, своим особым физическим обликом; эта народность господствовала над другими, давала этим объединениям свое наименование, оказывала на них свое известное культурное влияние.

Иранский этнический элемент пришел на Северный Кавказ со своим языком, со своей культурой, которая сложилась задолго до появления его на Кавказе. Иранские племена, судя по лингвистическим данным, пришли на Северный Кавказ из северной части степной полосы; в средней Азии они занимались кочевым скотоводством, стояли на стадии патриархального рода, с значительными пережитками матриархата.

Из постепенного смешения иранского элемента с местным кавказским племенем и образовался осетинский народ.

Это неоспоримо доказывается, прежде всего, языковыми данными. Осетинский язык, в основном, относится к северной группе иранской ветви индоевропейских языков, но в нем есть и элементы кавказских языков. Очень характерно, что все слова в современном осетинском языке, связанные с жизнью в степи, слова, для обозначения соответствующих растений и животных и пр., а также слова, связанные с кочевым бытом, слова, обозначающие средства передвижения и пр. — все они иранского происхождения. И, наоборот, все слова, связанные с горами и с жизнью в горах — местного кавказского происхождения. Так, например, термины для обозначения лошади — диг. «аефсае», коровы — диг. «гог», овцы — диг. «фус», а также термины для обозначения средств передвижения: арба —«уаердон», оглобля — «ар» , колесо— «цалх» и пр., объясняются из иранского языка. Термины же: глетчер — «цити», лавина— «зэей», камень — «дур», «дор», перевал — «аефцаег» — объясняются из кавказских языков.