Феодальные связи осетин

Социальный смысл этого института заключается в укреплении феодальных связей, как известно, вообще весьма непрочных. Далее, имели место весьма частые взаимные посещения между кабардинскими и осетинскими феодалами. Эти посещения, тянувшиеся порой весьма продолжительное время, также содействовали укреплению взаимной связи и в известной мере оформлению феодального строя и феодальных нравов в Осетии.

В отношении нравов и быта феодальная Кабарда играла большую роль среди горских народов. Сложившийся в Кабарде аристократический общественный этикет был нормой и идеалом для всех горских обществ, устанавливавших в своих недрах аристократический строй. Нравы и обычаи и сам строй общественной жизни кабардинцев с охотой перенимались и усваивались феодалами соседних племен, на которых легла неизгладимая печать бывшего над ними господства кабардинских феодалов.

В среде осетинских феодалов, особенно дигорцев, знание кабардинского языка было обязательным и, вместе с тем, своего рода патентом на высшее социальное положение в обществе.

Кабардинское феодальное влияние на Северную Осетию завершилось усвоением высшими осетинскими классами магометанской религии. Этими идеологическими узами кабардинские феодалы держали осетинскую знать в фарватере своей внешней политики. Магометанство в осетинском обществе стало символом кабардинской политической ориентации и вместе с тем приковывало их к колеснице крымско-турецкого политического союза.

Кабардинский сюзеренитет тяжело сказался на широких массах осетинского народа, особенно в XVIII в., когда с развитием торговли на Северном Кавказе стала усиливаться экономическая эксплуатация зависимого населения, «начались притеснения», как жаловались Штедеру дигорцы.

Прежде всего, сами кабардинские князья и их многочисленные вассалы в новых экономических условиях стали более требовательны к зависимым от них народам, стали «брать налоги неположенные», увеличивали нормы повинностей. Это с одной стороны. С другой стороны они просто грабили население, в наездах и наскоках забирая их скот, и пленили людей. «Некультурные кабардинцы, — свидетельствует Штедер, — не только берут подати, но часто грабят и продают слабых. Оссы мстят тайными грабежами и разбоями на больших дорогах. Кабардинцы продолжают грабеж и другие насилия».