Голодные кошки

Перед обедом или ужином для гостей меня обыкновенно снабжали полотенцем через плечо, давали в руку тарелочку с мылом и в таком виде я следовал за холопом, который в свою очередь, нес в одной руке таз, а в другой — рукомойник. По окончании умывания рук обыкновенно подавался круглый маленький стол о 3-х или 4-х ножках. На столе — баранина кусками с чуреком белым или просяным. Стол ставился ближе к старшему из гостей. Ели обыкновенно важно, медленно, будто размышляя о каком-нибудь важном деле — того требовал этикет, либо есть скоро считалось постыдным. Есть мало — тоже одно из достоинств благородного гостя. Поэтому благородные гости часто оставляли весь стол почти нетронутым, хотя бы в их желудках скребли голодные кошки. Нужно заметить, что прежде всех перестает есть старший из гостей, а за ним должны перестать и остальные, если бы даже они оставались голодными. После ужина, сопровождавшегося подобным же омовением рук, я приносил гостям постели: разостлав их, снимал с гостей чувяки и не уходил из кунацкой до тех пор, пока кто-нибудь из гостей не произносил обычную фразу: «ацу ныр» . И я уходил и тогда лишь я мог спокойно поужинать».

В рассматриваемый период в области религиозных верований осетины держались старых языческих анимистических верований, выражающихся в одушевлении сил природы, в вере в духов, которые, по мнению тогдашних осетин, управляют явлениями физического мира и влияют на хозяйственную жизнь.

Христианство, которое шло из Византии еще во времена Аланской державы и из Грузии в последующее время, мало повлияло на религиозные представления осетин. Из христианства осетины усвоили только несколько обрядов: они соблюдали некоторые посты, соблюдали некоторые праздники, крестились, произносили имя Христа, богоматери, некоторых святых — имена Георгия, Николая, Марии.

Так же обстояло дело и с мусульманством, которое стало распространяться под влиянием кабардинских феодалов. Мусульманство усвоено было, главным образом, феодальными верхами. Оно также неглубоко захватило его последователей и ограничилось тем, что осетины-мусульмане знали только имя Магомета, совершали омовение, соблюдали пост — уразу.