Языческие святилища осетин

Древние христианские храмы превращены были в языческие святилища— дзуары. Слово дзуар означает одновременно и святилище и то божество, которое там почитается, как место его пребывания. Слово дзуар происходит от грузинского названия креста — джвари. Дзуарами служили, кроме древне-христианских храмов, специально построенные небольшие каменные, реже деревянные постройки, иногда окруженные невысокой каменной оградой в форме круга из каменных плит; святилищами почитались отдельные скалы или камни, отдельные поляны, рощи, например, роща «Хетага» . Такие рощи являлись заповедными; запрещалось рубить там деревья или уносить что-нибудь оттуда. Почитались так же священные источники.

По кругу почитания эти святилища также были различны: одни, в древности исключительно, — пользовались почитанием одного какого — либо рода, другие почитались целым аулом, иные же всеми жителями ущелья и даже соседних ущелий.

Перенятое от византийцев в аланский период христианство, как выше сказано, было усвоено весьма поверхностно. В последующее время христианство распространялось в Осетии грузинскими миссионерами. Под влиянием этих миссионеров строились христианские храмы. Народное предание относило постройки этих храмов ко времени царицы Тамары, но, несомненно, они строились и раньше и позднее этого времени. Эти храмы, даже развалившиеся, почитались, как святые места — дзуары.

К таким храмам относится находящийся в Куртатинском ущельн в ауле Дзывгис храм св. Георгия, известный у местных жителей под именем «Уастырджийы Кувандон» . Это небольшое здание в форме продолговатого четырехугольника, сложенное из массивного камня на извести. Длина его 8 метров, ширина 5 метров. Покрыт храм двускатной крышей из шиферных плит. На восточной алтарной стороне выступ покрыт полукуполом. Внутри два столба отделяют корабль от алтаря, в котором помещается престол. Двери с южной стороны покрыты полукруглой аркой. Церковь обнесена каменной оградой, внутри которой была деревянная звонница; два небольших колокола имели грузинскую надпись. На стенах храма в качестве приношений было навешено очень много рогов бараньих, турьих, бычачьих и пр.

Маленькие окна

Подобный храм имеется и в ауле Гули, он посвящен св. Георгию, в ауле Лац — Хуцауы дзуар , в ауле Харискин небольшая часовня, называемая Майрамы дзуар, т. е. молельня богородицы Марии.

В Алагирском ущельи сохранился древний христианский храм в Нузале. Вот в каком виде наблюдала его П. С. Уварова в 1879 г.

Церковь, по ее словам, была сложена на извести из местного неотесанного камня. Она была оштукатурена извне, как и внутри, но штукатурка повыветрилась, и церковь в нескольких местах дала значительные трещины. Низкая узкая дверь ведет внутрь храма, освещенного тремя маленькими окнами, одним в абсиде и двумя в обеих продольных стенах. Свод в храме стрельчатый, карниз из черепицы или шифера, на стенах и фасаде следы рогов. Церковь имеет снаружи 3 метра 20 сант. ширины, 5 метров 63 сайт, длины и 5 метров 3 сайт, вышины. Внутренность ее расписана фресками по штукатурке, которая во многих местах обвалилась. Характер живописи — грузинский святые — в грузинских одеждах, имена их написаны грузинскими буквами. Фрески разделены красной полосою на два пояса, из которых нижний, в особенности по правую руку от двери, совершенно погиб вследствие отпавшей штукатурки; налево следы живописи сохранились настолько, что удается разглядеть пять мужских фигур в грузинских короткорукавных коричневых архалуках, в маленьких грузинских шапках. Фигуры имеют все движение к алтарю, но лица и надписи, к несчастью, стерты. Над этим нижним поясом, направо, мы видим изображение любимейшего святого Осетии и всего Кавказа — св. Георгия на белом коне; разбираем часть вооружения и платья, находим змия, но головы, нимба и надписи не находим. На противоположной стене опять всадник: он натягивает лук и пускает стрелу в двух оленей, которые, убегая, оглядываются на него. И тут разглядываем отдельные части вооружения, обуви и коня видим длинное налучье, красный плащ, весьма ясно разбираем оленей и пред ними гору и утес, но не видим, ни головы, ни следа нимба; в стороне, на грузинском языке, вероятно, имя святого.

Надпись якобы была уничтожена священником-миссионером Самаргановым, который якобы увез из древнего монастыря около Нузала также какие-то документы и другие ценности.

По мнению Пфафа В. Б., а также Уваровой П. С, это предание не имеет основания, так как длинная надпись не могла бы вместиться в таком маленьком храме.

Известными храмами являются Реком и Сидан в бассейне р. Цейлон близ сел. Цей. Реком посвящен св. Георгию.