Во второй половине 19 в. происходят серьезные изменения в прикладном искусстве адыгов. Многие кустарные промыслы и ремесла и связанные с ними виды декоративно-прикладного искусства переживают сильный упадок. Это было вызвано прежде всего потерей независимости Черкесии, прекращением ее самобытного и самостоятельного развития и переселением подавляющего большинства народа за границу. Кроме того, в завоеванную Черкесию хлынуло большое количество купцов извне. Большое количество адыгских мастеров вынуждено было покинуть родину, что нанесло невосполнимый урон народному искусству Адыгеи. К концу 19 в. царизм запретил производство ружей. Продолжали изготовлять лишь кинжалы.

Изменения в прикладном искусстве адыгов

В сильный упадок пришли ювелирное и золотошвейное искусство. Часть ювелиров вынуждена была переквалифицироваться в кузнецов и слесарей. Кризис народного искусства был вызван также развитием капитализма на Кубани. Изделия местных мастеров не выдерживали конкуренции со стороны предметов фабричного производства. По этой причине пришли в упадок ткачество, художественная керамика, обработка рога и кости.

Лишь некоторые виды прикладного искусства получили дальнейшее развитие. Довольно устойчиво сохранялось во второй половине 19 в. производство циновок. В связи с этим развивалось искусство отделки циновок. Эти изделия по-прежнему богато украшались национальным орнаментом. Циновка заменяла собою ковер, ее вешали на стену, клали на пол, постилали на кровать. Дальнейшее развитие получило также кузнечное ремесло. Мастера изготовляли с большим вкусом предметы домашнего обихода и кинжалы.