Семейный и общественный быт адыгов тоже претерпевал изменения. Развитие капиталистических отношений вызвало значительные изменения в семейном укладе адыгов. Патриархальные устои семьи расшатывались. Хотя в пореформенный период сохранялись в пережиточной форме большие семьи, они неуклонно разлагались под влиянием товарно-денежных отношений. Их существование подсекалось под корень противоречием между коллективной формой производства и проникавшими элементами товарного хозяйства и частной собственности. Происходили выделения многих семей из большесемейных общин.

Преобладали в Адыгее в пореформенный период малые семьи. Средний размер семьи составлял 5-8 человек. Влияние русской культуры на семейный быт адыгов в то время было незначительным. Главой семьи, как и раньше, являлся старший мужчина. Власть его в семье была большой. Положение женщины оставалось бесправным. Этому способствовали не только адыгские традиции, но и царское законодательство. По закону, женщина не имела права на получение земельного надела.

Брак сохранял те формы, которые были присущи ему в предшествующий период. Свадебная церемония оставалась прежней. Строго запрещались браки между родственниками. Брак по предварительному соглашению преобладал над другими формами его заключения. Сохранялся обычай похищения невесты.

Некоторые традиции

Некоторые семейные традиции, требующие расходов, становились обременительными для беднейшей части населения. Обеднение части трудящихся вызывалось растущим расслоением крестьянства, сопровождавшим проникновение капитализма в сельское хозяйство. К концу 19 в. даже наметились признаки возникновения буржуазной, бедняцкой, середняцкой семьи, с присущими каждой из них особенностями.

Менялся общественный быт адыгов. Постепенно отмирали обычаи аталычества и куначества. Они сохранялись лишь у некоторой части населения. Широко бытовал обычай гостеприимства. Однако и он утратил некоторые черты, присущие эпохе первобытнообщинного строя.

Почти полностью сохранилось уважение к старшим. Широко был распространен обычай взаимопомощи. Без серьезных изменений бытовали обычаи, соблюдаемые при смерти, погребении и трауре. Влияние ислама на эти обычаи во второй половине 19 в. усилилось.