Классовые отношения
Отмеченному выше процессу разложения рода, зарождению классовых отношений в аланской общественности, содействовало влияние окружающих алан соседей: хазар, византийцев, грузин, персов, арабов, которые были феодальными государствами; связи с ними содействовали разложению патриархальных отношений в аланском обществе. Это отражается и в нартовском эпосе. Все соседи нартов рисуются в чертах классового общества. Эпос говорит об алдарах, князьях, медиках. Эпос называет этих алдар «владетелями твердынь», «владетелями крепостей». У этих алдар имелись зависимые люди, военные дружины. Этот алдарский строй понемногу зарождался и в аланской общественности.
Последствием возникновения социального неравенства бывает возникновение государства.
Так произошло и в осетинской общественности в X—XI вв., когда образовалась Аланская держава.
Предпосылки образования Аланской державы были те же, что и при образовании ранних «варварских» государств, а именно — стремление вновь возникающей общественной верхушки обеспечить в дальнейшем возможность эксплуатации в форме дани, собираемой в повторяющихся балцах походах соответствующих «полюдью» Киевского княжества эпохи князей Олега и Игоря.
Эта примитивная форма собирания дани со своих «подданных» ярко отражена в нартовском эпосе. Когда однажды, — гласит сказание, — «старшие» нарты отправились в поход, Тыхы-фырт приехал в страну нартов и сказал оставшимся дома нартам: «Предки ваши платили моим предкам дань девушками. Если вышлете мне девушек — хорошо, не вышлете — пойду на вас войной». Пока нарты судили-рядили о том, как им быть, Тыхы-фырт прибыл к ним сам и погнал вперед самых красивых из невесток и лучших из девиц». Такая форма собирания дани весьма характерна для всякого государства на заре его образования. Дани еще не были регулярным явлением. «Сильные» люди должны были «напоминать» о платеже дани. Всякий новый сбор дани был новым походом. Дани были результатом соотношения сил: из силы рождалось «право» на дань, на власть над «подданными».