Лучшие фамилии

К числу таких фанатиков присоединился и мой дядя. Ему вздумалось поднять охотников к переселению в Турцию и, как лицу влиятельому, ему удалось действительно завербовать многих, причем он побуждал их, говоря: «Нам теперь нечего делать здесь. Будут нас здесь притеснять, а в Стамбуле — нет». Отец отнекивался и не решался покинуть свою родину. «Что же ты будешь делать здесь, когда один останешься среди русских? — говорил ему дядя. — Что будешь делать, когда лучшие наши фамилии собираются в Стамбул? А разве ты не из лучших?»

Нет точных данных о количестве переселившихся осетин, но некоторые вскользь брошенные замечания Канукова, описавшего это переселение, дают основание утверждать, что их было довольно значительное количество. Кануков рассказывает, что «множество ароб собралось в Алагире» и что потом «часть их скоро возвратилась в количестве 90 семейств».

В 1865 г. из осетин ушли главным образом алдары: Кундуховы, Кануковы, Мамсуровы, Тхостовы, Есеновы, Дударовы и др. Отказался ехать Гуцыр Шанаев. Он был послан в Турцию на разведку и привез весьма отрицательные известия. Осетины поселены были в Карской области и только часть вместе с Кундуховым в Сивасском вилайете в Анатолии. Там поселился и поэт Темирболат Мамсуров.

Переезд совершался морем из Черноморских портов. Переезд по морю был очень тяжел, но еще тяжелее оказалась дорога в Турции до места нового жительства.

Измученные дети

«Кто знает, кто расскажет все, — писал об этом переезде Мамсуров, — что испытали мы за эту скорбную дорогу. Ночами хоронили своих в песке без одеяния, без покрова. Днем жгло нас солнце южное, ночью мучил холод, а на утро мы вновь пускались в далекий путь. Голодные — питались мы одной травой. Рыдали измученные дети, и несчастные родители оставляли их встречным туркам или бросали на произвол судьбы».

Руководителем движения был Мусса Кундухова всем споем личным поведением выражавший двойственную позицию осетинских феодалов. Пока правительство было к нему милостиво, жаловало его чинами землей и деньгами, он был верным слугой царизма. Будучи убежденным феодалом-крепостником, горячим борцом за феодальные привилегии тагаурских алдар, он в 40-х годах добивался признания за ними феодальных привилегий и прав на плоскостные земли. Недаром в последующее время все антифеодально настроенные элементы успехи алдарского сословия в Тагаурском обществе связывали с именем Кундухова, говоря, что все эти феодальные права — «выдумка Кундухова».

Но когда Кундухов увидел, что крестьянская реформа неизбежна, что феодалы скоро лишатся холопов и кавдасардов, он предпочел порвать связи с царизмом, переселился в Турцию и увлек туда алдар. Как враг русской власти на Кавказе, он открыто выступал в войне 1877— 1878 гг. на стороне Турции в качестве командующего турецкой «кавказской» дивизией. В Турции он держал связь с сыном Шамиля — Казн Магометом, самым неутомимым и последовательным борцом против, завоевательных стремлений царизма на Кавказе.

Когда крестьянская реформа в 1867 г. была закончена, движение феодалов в Турцию прекратилось. Цитированный выше Кануков писал: «В силу весьма важных обстоятельств переселение горцев прекратилось в 1867 г. В этом году случилось два весьма важных события для горцев: освобождение их рабов и отказ турецкого правительства принимать на свою территорию горцев-эмигрантов. Первое обстоятельство послужило к тому, что высшее сословие мусульман-горцев, больше подверженное переселению, лишалось с освобождением рабов даровых рабочих».