Народная хореография: танцы
Танцы были у адыгов самым массовым видом искусства, любимым развлечением. Почти все празднества и увеселения сопровождались ими. Народная хореография занимала важное место в эстетическом воспитании. Искусство танца зародилось у адыгов в глубокой древности и совершенствовалось веками. Целые поколения выработали замечательные исполнительские формы и приемы.
В народе были распространены культовые или обрядовые хороводные пляски – уджи: шиблеудж – пляска в честь бога грома; тхашхо-удж – пляска в честь великого бога; уджхурай – свадебный круговой танец. Любимыми народными танцами адыгов были зафак (плавный танец парами, с различными вариантами в зависимости от темпа и характера движения), загатлят и другие.
Тяжело словами описать адыгский танец. Его надо просто увидеть. Стройная как лань девушка плывет словно лебедь. Ее пластика сдержана и взгляд томен. Но, бисерные переборы ног, горделивые и полные достоинства движения говорят о внутренней взволнованности и радости. Юноша же стремительно и радостно несется по кругу вокруг нее, то приближаясь, то отдаляясь. его движения то замысловатые, то строгие, но обязательно наполненные невысказанными чувствами, эмоциями и энергией кавказских гор.
Часто адыгские танцы парные, и когда смотришь на юношу и девушку, то кажется, что они — орел и орлица в момент любовного ухаживания.
Если говорить о сегодняшних адыгских танцах, то они прекрасны в исполнении главного адыгского танцевального коллектива республики «Нальмэса». Зажигательные и искрометные, танцы так и зовут каждого в круг. Рукоплескали «Нальмэсу» не только в городах, селах, аулах Адыгеи, во многих городах России, но и в Турции, Сирии, Бельгии, Арабских Эмиратах, Польше, Германии, Болгарии, Швеции, на Кипре.
И везде адыгские танцы удивляли и восхищали каждого зрителя. Адыгские танцы! Они прекрасны. Вчера, сегодня и завтра.