Нартовские сказания

Все нартовские сказания могут быть разбиты на несколько циклов, повествующих о деяниях главных героев.

Первый цикл — сказание об Уархаге и его сыновьях Хсаре и Хсартаге. Это — тотемистический миф, дающий мифологическое объяснение происхождения главных героев «нартовского народа». По сказанию, родоначальником нартов был Уархаг, что означает — волк. Предки осетины считали себя детьми волка. Как тотемный термин, слово «уархаг» было запрещено и заменилось впоследствии в живой речи осетин другим словом. В этом цикле рассказывается, как, сын Уархага Хсартаг подстрелил дочь морского царя Донбетгыра — Дзерассу, которая под видом птицы поедала чудесные яблоки нартов, как Хсартаг спустился на дно моря и встретился с Дзерассой, как от их брака родились Уырызмаг и Хамыц и как Дзерасса после своей смерти родила Сатану от небожителя Уастырджи.

Второй цикл — сказание об Уырызмаге и Сатане. В этом цикле повествуется о женитьбе Уырызмага на своей сестре Сатане, о нечаянном убийстве им своего сына и встрече с ним, вернувшимся из загробного мира, о столкновении с циклопом, о превращении Уырызмага в собаку, о борьбе нартов с войсками алдара Черного моря и т. д.

Третий цикл — сказания о Сослане. Тут рассказывается о рождении Сослана из камня, о втором браке Сослана с дочерью солнца, о борьбе Сослана со злым Мукара, о том, что Сослан сшил себе шубу из бороды и усов убитых им врагов, о том, как Сослан был в стране мертвых, о том, как он погиб в борьбе с мифическим Балсаговым колесом.

Четвертый цикл — о Батрадзе сыне Хамыца. Батрадз родился из спины Хамыца. Родился он железным и закален был небесным кузнецом Курдалагоном, поэтому он весь был неуязвим, за исключением одного только места—темени, В сказаниях повествуется о том, как Батрадз расправился с великаном Алафом, покалечившим в его отсутствие много нартов в бурной пляске, о том, как Батрадз разбил неприступную крепость насильника алдара Хиза, как он убил заговорщиков против его дяди Уырызмага, как он отомстил за смерть своего отца, как он боролся с зэдами, как он под конец жизни вступил в бой с небесными силами и как он погиб.

В других циклах повествуется о нарте Сырдоне, который рисуется, как «зло нартов», хитрым, любящим злословить, вносйть ссору, но в. то же время умным, остроумным, находчивым, язвительным; об Ацамазе — нартовском Орфее, мастере играть на свирели и своей игрой завораживавшем даже природу; только этим он и покорил сердце красавицы Агунды.

В эпосе нарты рисуются оседлым и вместе с тем скотоводческим народом. Они живут в одном «Нартовском селении». У них имеются крепости и башни. Они собираются в центре селения на ныхасе.

В то же время эпос рисует нартов, как людей, связанных со степью, как скотоводов. Они часто разъезжали по степи. Степь очерчена в столь реалистических чертах, что это могли сделать только люди, хорошо с ней знакомые. Нартовские табуны угонялись в степи, где, как говорится в сказаниях, «не держится снег и холод».

В эпосе часто упоминается о поездках нартов по степи, по «Гумской», т. е. Кумской равнине. Степи подходили к двум морям, из коих, одно в эпосе называется «Черным».

С морем вообще тесно связана была жизнь нартов. С морем связано и происхождение главных героев: Сатаны, Уырызмага, Хамьща; Батрадз — по матери, Сырдон — по отцу происходили так же от водного божества.

Нарты занимались земледелием. В эпосе упоминается плуг; он считался, как и у скифов, по свидетельству Геродота, даром богов и рассматривался, очевидно, как великое благодетельное достижение. Плуг вошел в обиход с развитием металлургии, главным образом, с широким употреблением железа. Разводили просо и ячмень, из хлеба делали лепешки с медом. Характерно, что изготовление напитков до позднейшего времени является у осетин женским делом; открытие способа варки пива эпос приписывает женщине-Сатане. Любимым напитком нартов был ронг, который приготовляли: из меда.

Но у нартов часты были недороды, не хватало хлеба, и «нарты гибли от голода».

Хлеба ели весьма мало, главной пищей было мясо. Нартовские пиршества представляли собой настоящие «мясные оргии» , когда десятками резали быков и баранов.