Общественно-политическая мысль. Наука и художественная литература адыгов

В первой половине 19 в. в Черкесии под влиянием передовой русской культуры происходит плодотворное развитие общественно-политической мысли. На русском языке писали адыгские просветители, выдающиеся ученые и писатели Султан Хан-Гирей, Шора Ногмов, Султан Казы-Гирей, Султан Адыль-Гирей и другие. Они оставили богатое научное и литературное наследство. Творчество адыгских просветителей было многоплановым. Они сделали большие достижения в философии и истории, этнографии и географии, литературоведении и языкознании и т. д. Основной целью просветителей являлось приобщение своего народа к прогрессу человечества.

Пионером в развитии национальной исторической науки был С. Хан-Гирей (1808 – 1842). В 1836 г. было завершено написание его главного труда «Записки о черкесии». Это было первое в кавказоведении историко-этнографическое описание адыгов, представляющее собой энциклопедию черкесии первой половины прошлого столетия. Оно хранилось в архивах и долго не было известно историкам. Лишь в 1958 г. книгу Хан-Гирея обнаружил В. А. Дьяков. Рукопись «Записок о Черкесии» состоит из 3-х частей. В первой части дана физико-географическая характеристика черкесии, приводится общий обзор истории адыгов, анализируются духовная культура народа и социально- экономический строй. Во второй части показана материальная культура адыгов, дан анализ народного хозяйства, раскрыты основные черты семейного и общественного быта. Третья часть книги Хан-Гирея до сих пор не найдена историками. Она была посвящена проблеме мирного присоединения Черкесии к России, без войны и кровопролития.

Перу Хан-Гирея принадлежит ряд работ, в которых содержатся биографии знаменитых адыгов. Будучи также одним из первых адыгских фольклористов, он дал характеристику черкесской мифологии и нартского эпоса.

Большое значение имела работа кабардинского историка Ш. Б. Ногмова «История адыхейского народа». Она основана на большом и ценном фольклорном материале. Свой основной труд Ш. Б. Ногмов завершил в 1843 г. В его книге раскрыты исторические корни русско-кабардинской дружбы. Ногмов был не только талантливым историком, но и вдумчивым филологом. В 1840 г. он завершил работу «Начальные правила кабардинской грамматики».

Серьезных успехов достигает адыгская художественная литература на русском языке. В 1836 г. в пушкинском «Современнике» выходит повесть адыгского писателя Султана Казы-Гирея «Долина Ажитугай». Она была высоко оценена А. С. Пушкиным и В. Г. Белинским.

С большим мастерством написаны произведения Султана Адыль-Гирея, Каламбия (А. Кешева) и других авторов, в которых подмечены особенности психологии и национального характера адыгов, показаны их нравы и обычаи.

Первая половина 19 в. характерна в истории культурной жизни Черкесии тем, что кроме русскоязычной литературы развивалась также адыгская устная литература индивидуального творчества. В сокровищницу национальной культуры вошли произведения Осмэна Шапсугского, Лилюха Слепого, Татаршау Цея и других авторов. Популярной была среди адыгов сочиненная Осмэном Шапсугским песня о Кизбече Тугузуко. Кизбеч был героем войны за независимость против царских колонизаторов. В народе его называли «неукротимым львом Черкесии». Была знаменитой и песня Лилюха Слепого о народном герое Урусбие Мафэко.