Нам уже известно, что в конце 18 столетия на Правобережной Кубани поселились черноморские казаки. Основу их составили украинцы. Наряду с украинцами на Северо-Западный Кавказ переселялось также русское население. Восточная часть правобережья р. Кубани от Усть-Лабинского редута и далее заселялась полками Кавказского линейного казачьего войска. Здесь поселены были донские казаки, являвшиеся представителями русской национальности. С 1794 г. были ими основаны станицы Усть-Лабинская, Прочноокопская и другие. В 1803 – 1804 гг. Черноморское казачье войско было объединено с шестью бригадами Кавказского линейного войска и образовано из них Кубанское казачье войско.

Разумеется, украинский, адыгский и русский народы, принесли сюда свои обычаи, традиции, культурные особенности. Живя сообща, ведя хозяйство и отбиваясь от недругов, они не замечали проникновения культур одна в другую.

Наиболее тесно судьбы адыгских и русских, украинских народов стали пересекаться во время кавказских войн, в результате которых население самого многочисленного народа на Северном Кавказе резко сократилось. Когда после кавказских войн на Северный Кавказ стали переселять кубанских казаков, украинцев, греков, армян, русских, горцы сразу же установили дружеские контакты с первыми поселенцами – русскими.

Взаимопроникновение культур

Влияние общественной и культурной жизни русского народа стало содействовать разложению патриархально-феодальных отношений кавказских обществ и постепенно приобщало их к более передовым общественным отношениям путем втягивания в экономические и культурные связи с Россией.

Грубая оценка музыки, одежды, оружия даёт также вполне чёткое разделение. Северный Кавказ — традиционные кавказские музыкальные основы. Распространение так называемой черкески с газырями, преобладание оружия слабой кривизны и открытых рукояток оружия.

Закавказье — влияние иранских и семитских музыкальных традиций, менее регулярное употребление одежды с газырями. Тяга к большей кривизне клинка и защищённости гарды оружия, явная крестовина у сабель. Причем, закавказские особенности усиливаются с Запада на Восток, имея место уже в Центральнокавказском регионе, и, достигая наибольшей выраженности в Лезгистане, который является слиянием всего Кавказа, всех его традиций. Постепенность перехода подтверждает тот факт, что нет каких-либо исключительно северокавказских или закавказских особенностей. И многое зависит скорее от особенностей данной местности, чем от формальной принадлежности к Северному или Южному Кавказу, которая больше совпадает с политическими условиями, нежели с физической географией. К примеру, формальное отнесение всего Дагестана к Северному Кавказу и столь же формальное отнесение всего Судана к Северной Африке, исходя из историческо-культурных особенностей региона).