Общественно-политическое устройство Кавказа в период средневековья

Подъем хозяйства средневековых адыгов вызвал значительные изменения в общественном строе. Родовая община вытесняется новой, территориальной. Эта организация называется так потому, что объединяет не кровных родственников как было принято, а соседей. Территориальная община сочетала два принципа собственности – коллективный (на пастбища, леса, реки, дубравы, другие угодья) и частный (на пашни, скот, усадьбу, посадки на усадьбе). На этом основании следует говорить о наступлении в истории местного населения эпохи перехода от родового строя к классовому обществу.

Несколько территориальных общин соединялись в одно племя. Во главе каждого конкретного из племен стояли вожди. Одновременно вожди являлись и военачальниками. В это время война выступала важным источником существования местного населения. Добыча, захваченная в походах, делилась между его участниками. Однако племенная знать в силу своего общественного положения присваивала лучших пленников, большую часть скота, лучшие предметы добычи. Усиливая таким образом свою экономическую мощь, вожди стремились придать своей власти наследственный характер, т. е. передавать ее от отца к сыну.

В военно-политических интересах небольшие племена образовывали племенные союзы. Наибольшую известность в раннем средневековье получил зихский племенной союз, которому однако не удалось подчинить все родственные группы адыгов. Во второй половине VIII – начале IX вв. хегакский князь Инал добился, наконец, распространения своей власти на все адыгские земли. Опираясь на помощь кагана Хазарского царства, Инал уничтожил противников и провел на Кавказе реформы, направленные на укрепление единства. Но тем не менее к X в. союз адыгских племен распался.

Таким образом, вступление адыгских племен в эпоху средневековья открыло широкий простор зарождению и развитию феодальных отношений. Классическое развитие исторических событий и аксиома, как сказали бы математики.