Общественное развитие

Вопрос об общественном развитии Куртатинского общества, о развитии в нем феодализма в исторической литературе почти не получил освещения. В сборнике обществе. «Адатов» не проводится принципиального различия между тагиатским феодальным обществом и куртатинским. Там определенно указывается на наличие четырех сословий: уазданлагов, фарсаглагов, кавдасардов и рабов с такими же взаимоотношениями между ними, как и в Тагаурии.

По смерти всех членов владельческой фамилии, кавдасарды делили между собой оставшееся после этой фамилии имущество и делались фарсаглагами.

Иную картину социального строя Куртатинского общества дают показания депутатов в «Комитете для разбора личных и поземельных прав туземного населения левого крыла Кавказской линии» . По этому вопросу дали показания как депутаты самого Куртатинского общества «от всех сословий», так и депутаты соседних обществ и народов: тагиатского, алагирского, дигорского, кабардинского и др.

Все они сошлись на признании в Куртатинском обществе двух сословий: «высшего» и «низшего», на признании того, что высшее сословие как прежде, так и в последнее время было «почетное», пользовалось некоторым предпочтением не только между своим обществом, но и у соседних народов.

В доказательство привилегированного положения указанных фамилий в Куртатинском обществе всеми депутатами приводилось то, что они заключали браки с кабардинскими узденями второй степени, с бадилатами и тагиатами. Как известно, в высших классах горских обществ очень строго учитывалось сословное равенство при заключении браков, так что указания на этот факт могут служить свидетельством их равного положения, как бы патентом на их феодальное состояние.

Далее, в плате за кровь, по свидетельству депутатов, куртатинские привилегированные фамилии равнялись с бадилатами и тагиатами. В своем же обществе за убийство кого-нибудь из них фарсаглагом, они вооруженной силой требовали платы за кровь или же мстили, согласно обычая, убивая убийцу или кого-нибудь из его родственников. В своем обществе они выдавали дочерей за увеличенный калым, сравнительно с фарсаглагами, причем случалось, что и брали замуж дочерей последних.

Наконец, в пользу своего привилегированного положения куртатинцы приводили народные предания о том, что их родоначальник Курта был родным братом Тага, что оба они построили башни, известные в народе до последнего времени.

Все эти данные говорят о том, что в Куртатинском обществе был феодализм, но куртатинские феодалы, также как и царгасаты и гагуаты, не смогли укрепить своих «прав» над фарсаглагами, как это удалось дигорским бадилатам.