Организация класса феодалов

Земельные отношения предопределили иерархический характер сословно-классовой структуры адыгского общества. Господствующий класс «аристократических» народностей состоял из князей, султанов, трех разрядов дворянства и служителей духовенства. У «демократических» народностей Черкесии князей не было, а дворянская иерархия выглядела проще.

На вершине феодальной лестницы адыгского общества находились князья. У черкесов они назывались пши. Наряду с широкими правами собственности на землю, которыми обладал князь, он считался владельцем определенной территории и населенных пунктов. «Князья у них, — писал И. Дебу, — издревле называются покровителями народа; каждый из них имеет больше или меньше зависимых от себя, которых называет своими подданными…». Исходя из этого, пши имели право созывать съезды, играть на них заглавную роль, объявлять войну и командовать войском, вершить суд и расправу над подданными.

Привилегированное положение в обществе занимали также султаны-хануко и дворяне первого разряда. Султаны происходили от браков крымских ханов со знатными черкешенками. Проживая среди адыгов, хануко сохранили за собой только звание и некоторые семейные обычаи (например, называть отца по фамилии), но полностью восприняли от них язык, одежду, образ жизни. Их положение и вес в обществе определялись знатностью происхождения, уравнением со статусом почетных гостей, владением земельной собственностью на наследственном праве. В то же время султаны не обладали политическим авторитетом среди горцев. Они не имели влияния в решении народных дел, не могли предводительствовать в военных походах. Яркими представителями этого сословия являлись адыгские просветители 19 века – Хан-Гирей, Казы-Гирей, Адыль-Гирей, Крым-Гирей и другие.

Третьим владетельным сословием у адыгов (т.е. обладающим правом иметь аулы, вассалов и подданных) выступали тлекотлеши и деженуго – дворяне первого разряда. У темиргоевцев, кабардинцев, бжедугов и других «аристократических» народностей они находились в зависимости от князей. Экономической основой их подчинения выступал уорк-тын – плата за службу, которую тлекотлеши и деженуго получали от пши. Обычно она включала 15 частей, в том числе семейство крестьян или рабов, 500 или более овец, участок земли, железные и прочие вещи. Кроме того, взаимоотношения между князьями и дворянами регулировались обычаем – уорк-хабзэ. Он определял признание за князем прав сюзерена, а за тлекотлешами и деженуго статуса вассалов, добровольно исполняющих свой служебный долг.

Обязанности дворян первого разряда по отношению к пши были разнообразны. Они сводились к участию с собственными полками в походах, сопровождению князя во время поездок по стране, устроению торжеств по случаю его женитьбы. Сами тлекотлеши и деженуго нередко занимали высокие должностные посты в обществе.

Положение дворян первого разряда у «демократических» народностей было еще более прочным. Отсутствие поземельной зависимости от князей делало их полновластными хозяевами имений. Правда, политические права шапсугских, абадзехских и натухайских тлекотлешей были сильно урезаны.

Дворяне второго разряда у адыгов назывались беслен-уорками или пши-уорками. Они пополнялись за счет низших слоев черкесской аристократии и выходцев от соседних народов. Находясь на службе у пши, дворяне второго разряда получали от них уорк-тын, состоящий из оружия и серебряных вещей. Иногда беслен-уорки обзаводились земельной собственностью на поместном праве и подданными. Обычно они жили в аулах своих сюзеренов. В мирное время беслен-уорки «дежурили у князя, стоя у дверей кунацкой избы, обязаны были принимать и угощать его гостей». В походах они являлись ближайшими боевыми товарищами князей.

Низший третий разряд адыгского дворянства составляли уорки-шаотлугусы. В отличие от беслен-уорков, уорки-шаотлугусы служили тлекотлешам или деженуго. Они «обязаны были возить за владельцем запасные стрелы и водить заводных лошадей. Раздевать и одевать владельцев; чистить их оружие; седлать коня; подводить его к ноге; занимать караул и смотреть за военной добычей».

Близкое к дворянам третьего разряда положение занимало сословие пшекеу. Пшекеу выступали в роли телохранителей князя и пополнялись за счет отпущенных на волю крестьян.

К господствующему классу принадлежали также служители мусульманского культа – эфенди, кадии, муллы, муэдзины. Адыгское духовенство отличалось воинственностью и независимостью. Источником его существования выступали налоги с крестьян и плата за совершение культовых обрядов.

В целом черкесская аристократия представляла собой военное сословие. Богатство и приобретенная на поле брани слава храбрых и удачливых ратников упрочивали власть знати над подвластным населением, которое подвергалось разным формам феодальной эксплуатации.