Класс крестьянства

Основную массу производительного населения Черкесии составляли вольные крестьяне – тфокотли. У «аристократических» народностей, а также в дворянских имениях «демократических» адыгов тфокотли выступали как феодально-зависимое сословие. Их личная свобода сочеталась с экономическим (поземельным) и политическим подчинением владельцу-покровителю. Основной формой их эксплуатации служила натуральная рента, сводившаяся к даче определенного количества скота при разделе имущества владельца наследниками, пары волов при выходе дочери феодала замуж, части урожая проса, одного ягненка ежегодно от семьи, занимающейся овцеводством. Тфокотли выполняли и отработочные повинности. «Князья, — как явствует из адатов, — для распашки земли, жатвы хлеба и сенокоса, а иногда рубки и вывоза леса, употребляют и свободный простой народ покровительствуемых ими аулов». При этом крестьяне трудились на собственных волах со своими орудиями, получая пропитание от феодала.

Большинство тфокотлей «демократических» адыгских народностей выступало в роли самостоятельных домохозяев, жило отдельно от знати и само использовало труд рабов и крепостных.

Второй разряд свободного крестьянства составляли вольноотпущенники-азаты. Широкая практика отпуска крепостных крестьян на волю – одна из характерных особенностей адыгского феодализма. Азаты представляли собой феодально-зависимую категорию крестьянства. Обладая личной свободой, они не могли уходить от владельца. Вольноотпущенники отбывали натуральный оброк, несли воинскую повинность. Политические привилегии азатов приравнивались к правам тфокотлей, хотя в народных делах они играли меньшую роль.

Крепостное крестьянство адыгского общества было двух видов: пшитли и оги. Они различались по положению, отношению к земле, формам и уровню феодальной эксплуатации. Пшитли работали на господской земле. Значит они являлись барщинными крестьянами. Собранный пшитлем урожай делился в равных долях с феодалом. Помимо этого, пшитль косил сено на владельческом поле, выполнял домашние повинности – строил дома и хозяйственные помещения, прислуживал в доме господина. В середине XIX столетия пшитли несли также и денежные повинности.

В отличие от пшитлей, оги имели право получать собственные наделы земли из общинного фонда и владеть личным хозяйством. Но будучи несвободными, они обязывались отбывать натуральные повинности. Поэтому можно считать огов оброчными крестьянами.

На низшей ступени социальной лестницы находились унауты – домашние рабы. Источниками пополнения этого разряда являлись плен, покупка, реже наказание за преступление. Никакой собственности унауты не имели. Они жили во дворе владельца, получая от него средства на пропитание. Весь труд рабов принадлежал хозяевам, которые имели неограниченное право продажи унаутов.