Письменность адыгов в древности — очень интересная тема для разговора или обсуждения. От XIII-XV вв. сохранились памятники адыгской письменности. Очень важно свидетельство архиепископа Иоанна о том. Что адыги «имеют собственный язык и письменность».

В Черкесии обнаружен ряд надгробных памятников IX-XV вв. с эпитафиями на греческом языке. Иногда встречаются, как указывалось выше, надписи на адыгском языке греческими буквами.

Кроме того, адыги имели у себя богослужебные книги на греческом языке. Пользовались и еврейской письменностью. Интериано писал: «Когда возникает необходимость адыгам писать к кому-нибудь. Хотя это бывает очень редко, то большею частью пользуются услугами евреев и еврейскими письменами». Были и грамотные адыги, владевшие письменностью.

Наряду с арабской у горцев в XIX веке развивалась собственная письменность. Около 1821 года составил адыгскую (черкесскую) азбуку шапсуг Эфенди Магомет Шапсугов. В конце 30-х годов XIX века Гращилевский создал черкесский алфавит, по которому обучал русскому и черкесскому языкам военнослужащих — черкесов Кавказского горского полуэскадрона.

Дальнейшее развитие письменности

Основной вклад в разработку письменности черкесского и кабардинского языков внесли адыгские просветители Хан-Гирей (1808—1842), Ш. Б. Ногмов (1794-1844) и Д. С. Кодзоков (1818-1893). В 30-х годах XIX века Хан-Гирей составил черкесскую азбуку, при помощи которой записывал адыгские предания, песни и сказания. Рассказы его публиковал в 1836— 1837 годах А. С. Пушкин в журнале «Современник». Оставленные Хан-Гиреем «Записки о Черкессии» являются ценнейшим источником по истории, культу¬ре и этнографии народов Западного Кавказа.