Политическое единство

Очень возможно, что у алан под рукой их верховного правителя были местные вожди, которые ему были подчинены: этим соподчинением создавалось политическое единство Аланской державы подобно тому, как это было в Киевском государстве времен Олега и Игоря, когда, как гласит договор Олега с Грецией, «под рукой великого князя русского были светлые и великие князья и великие бояре».

Основными функциями властедержца Алании были война, организация военных сил и руководство международными отношениями.

В первой половине 20-х годов X в., между 921 и 925 г., аланы приняли христианство, при Константинопольском патриархе Николае Мистике.

Делу крещения алан содействовал князь Абхазии Георгий. Николай Мистик писал ему: «Ты не мало приложил старания в деле просвещения алан и тех, которые удостоились с ними крещения». Алан крестил миссионер —архиепископ Евфимий. Была создана самостоятельная аланская архиепископия, позднее — митрополия.

Аланская митрополия занимала 61-е место в составе Константинопольского патриархата, вслед за русской кафедрой. Митрополит назначался из Константинополя. Первым аланским архиепископом был Петр.

Аланские митрополиты ездили в Константинополь, принимали участие в церковных соборах, что видно из подписей аланских митрополитов на соборных постановлениях.

Христианизация алан была чрезвычайно поверхностна. Она ограничивалась постройкой немногих храмов и усвоением некоторых обрядов я праздников, усвоением названий некоторых святых и девы Марии. Произошел синкретизм старого язычества и нового христианства, точнее сказать, образовался очень тонкий налет христианской религии на вполне устойчивых языческих верованиях, которые сохранились во всей своей целости в жизни осетин до позднейшего времени. О том, что даже внешняя обрядовая сторона христианской религии не была усвоена аланами, свидетельствует путешественник XIII в. Вильгельм де-Рубрук. «Пришли к нам некие аланы, — писал он, — которые именуются там аас, христиане по греческому обряду, имеющие греческие письмена и греческих священников. Они не знали ничего, имеющего отношения к христианскому обряду, за исключением только имени Христова»