Развитие транспорта и промышленности в 60-90-х годах 19 века
Кустарные ремесла и домашняя промышленность адыгов приходят во второй половине 19 в. в упадок. Ремесленники не могли конкурировать с российской промышленностью. Вместе с тем некоторые отрасли ремесла продолжали развиваться, удовлетворяя каждодневные потребности горцев. Изготовление седел, арб, плотницкое дело были распространены в аулах.
Промышленность в Адыгее в 60-70-х годах 19 в. была в зачаточном состоянии. Ее развитие в то время сдерживалось отсутствием удобных путей сообщения. В 1876 г. в двух отделах Кубанской области, где в основном проживали западные адыги (в Екатеринодарском и Майкопском), насчитывалось 246 промышленных предприятий. В большинстве своем они были полукустарного типа. Об этом ярко говорит тот факт, что общее количество рабочих мест на всех предприятиях составляло всего 574 человека.
Большинство промышленных предприятий в 60-70-е годы 19 в. было занято переработкой сельскохозяйственного сырья. Быстро развивалось мукомольное дело. Наряду с ручными и ветряными, были мельницы, работавшие с помощью паровых двигателей. В г. Майкопе в 1876 г. насчитывалось 36 промышленных предприятий с общим числом рабочих в275 человек.
В 80-90-х годах 19 в. происходят сдвиги в развитии промышленности. Строительство предприятий растет в ускоренном темпе. Эти изменения были связаны с резким скачком в развитии транспорта в Кубанской области и на Северном Кавказе в целом. В 1875 г. была открыта Ростовско-Владикавказская железная дорога. От этой дороги через Екатеринодар в 1888 г. была проложена железнодорожная линия до Новороссийска протяженностью в 255 верст. В 1894 г. Владикавказская дорога была доведена до Каспийского побережья (г. Петровск). Вслед за тем г. Екатеринодар соединяется со станицей Кавказской.
Возведение железных дорог оказало большое влияние на промышленное и сельскохозяйственное развитие. Установились прочные экономические связи с центральной Россией. Экспорт и импорт значительно облегчились.
В трех отделах Кубанской области, где проживали горцы, в конце 19 в., находилось уже около двух тысяч промышленных предприятий. В г. Майкопе в 1895 г. насчитывалось 370 промышленных предприятий. В 90-х годах появляется в городе чугунолитейный завод, но он был мал. В конце 19 в. в Адыгее началось укрупнение предприятий.
Некоторое развитие получила промышленность в последнем десятилетии 19 столетия и в адыгейских аулах. В них действовали мельницы, маслобойни, бондарные и кирпичные заводы и одна ваточная фабрика. Больше всего таких мелких предприятий среди аулов Лабинского отдела находилось в Уляпе и Хачемзие.
Майкоп в 19 в. не имел железнодорожной связи с другими городами Кубанской области. Это затрудняло развитие экономических взаимосвязей. Чтобы как-то улучшить положение, строились мосты и колесные дороги. В 1883 г. было проложено колесное дорожное сообщение от Майкопа до станицы Васюринской.
Горнодобывающая промышленность была слабо развита на территории Адыгеи. В станицах Абадзехской, Царской и в ряде других населенных пунктов разрабатывался известняк. Но никто не занимался разработкой гранита и порфира, которыми была богата эта территория.