Русская летопись о древних осетинах. В X—XI вв. осетины входили в мирные и немирные сношения с русским народом. Русская летопись называет осетин Яссами. В 965 г., в связи с походом киевского князя Святослава на хазар, впервые упоминается народ яссы. В 1116 г. сын Владимира Мономаха — Ярополк ходил на Кавказ и «приведе себе жену красну вельми, ясского князя полонив дщерь». Всеволод III Большое Гнездо был женат на ясыне Марии. Ее сестра была замужем за Мстиславом, сыном Святослава, великого князя киевского.
Эти политические браки говорили не только о связи осетин с Русью, но и о их большой политической роли на Северном Кавказе в рассматриваемый период.
Цари и царевны
Такие же брачные узы заключались и между грузинскими царями и «овсскими» царевнами. Так, царь Георгий был во втором браке женат, по свидетельству грузинской летописи, «на дочери овсского царя». Баграт IV был женат на Борене — сестре овсского царя Дургулеля Великого. Царь Георгий III был женат на Бурдухан, дочери овсского царя Худдана. От этого брака родилась знаменитая царица Тамара, которая, в свою очередь, вторым браком была замужем за сыном царя овсов Давидом Сосланом.
Нужно отметить, что грузинская летопись говорит даже о династии Багратидов в Осетии. Родоначальником этой династии считается Давид, сын грузинского царя Георгия I. Его лреемники — Афон, Джадарон, Давид Сослан. Но по той же летописи следует, что одновременно в Осетии были «цари», не относящиеся к этой «династии», например, Худдан, отец Бурдухан, — матери царицы Тамары.