Семейный и общественный быт казаков характеризовался разложением у казачьего населения Адыгеи во второй половине 19 в. больше семейных коллективов. Главной причиной распада больших семей являлось развитие товарно-денежных отношений и упрочение позиций капитализма в сельском хозяйстве. Нарушался прежде всего незыблемый принцип беспрекословного подчинения младших старшим, детей воле родителей. Учащались случаи самовольного выбора невесты, ухода жены в родительский дом и т. д.
Развивались у казаков малые семьи, состоявшие из родителей и неженатых детей. Все больше становилось семей, состоявших лишь из 8-10 человек.
Хотя старая казачья община юридически существовала, на деле шло ее разложение. Это приводило к упрочению семейной обрядности.
Отголоски старины
Оставались некоторые черты прежнего общественного быта казачьих станиц. Свою популярность сохраняли верховая езда, джигитовка, стрельба из ружей в цель. Это показывает. Что не ослабевало внимание к подготовке станичной молодежи к воинской службе. Коллективными формами проведения досуга являлись станичные торжества и праздники, посиделки и девичники.
В общественном быте казаков наблюдались и новые веяния. В некоторых станицах проводились народные чтения, ставились любительские спектакли. Создавались казачьи хоры и оркестры, устраивались танцевальные вечера. Все это говорит о росте культуры населения и о подрыве традиционной замкнутости старинного быта казаков.
О традиционной народной культуре целесообразно начать с истории заселения Кубани, т.к. именно в этом историческом событии заложены истоки культуры кубанского казачества.
Кубань, в силу особенностей исторического развития, является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, взаимопроникали и формировались в одно целое элементы культур южно-русских, восточно-украинских и других народов.