Социальные отношения древних осетин

В социальном отношении этот период характеризуется переходом от материнского рода к патриархату.

В конце II и в начале I тысячелетий до н. э. на территории, занимаемой древними предками осетин, бронзовая культура достигла своего наивысшего расцвета. Памятники этой культуры находятся в горах Северо-Осетинской АССР: в с. Кобан, Чми, Галиат, Камуята, Донифарс и др., а также на плоскости у г. Дзауджикау; далее, эта культура находится на территории Кабарды и до Майкопа. Кроме Северного Кавказа памятники этой культуры находят в Западном Закавказье Юго-Осетии, Абхазии, Имеретин, Гурии, Аджарии.

По имени сел. Кобан, где раньше всего и в наибольшем количестве отрыты предметы этой культуры, она называется «кобанской» культурой.

Эти памятники в Кобане найдены в древнем могильнике. Могильник расположен на четырех террасах по склону горы, на которой раскинулось селение Верхний Кобан.’В 1869 году произошел размыв края второй террасы, и в обвале обнаружились человеческие кости и бронзовые предметы. Эти предметы были собраны местным жителем Хабошем Кануковым, который представил их в Тбилисский музей. Первое научное описание этих предметов, а также первые систематические раскопки принадлежат Филимонову. Позднее памятники кобанской культуры были изучены Уваровым А. С, Антоновичем Б. Б., Байерном, иностранными учеными — Вирховым, Шантром и в 90-х гг. Уваровой П. С.

Предметы кобанской культуры обогатили все крупные музеи нашего Союза, Европы и Америки.

Кобанский могильник служил местом погребения для весьма долгого времени. Памятники кобанской культуры находят в самых древних погребениях XII—VIII вв. до и. э., в так называемых «древних могильниках», отличавшихся от погребений позднейших, времен другими чертами культуры.

Хоронили в древний кобанский период в каменных ящиках из плит местного известняка. Скелеты лежали на правом боку, в скорченном положении, с подогнутыми ногами, что говорит о древности погребения.

Покойники, мужчины и женщины, на руках и ногах имели спиральные браслеты, на поясе — широкие бронзовые пояса, на груди — дугообразные фибулы, на голове — выпуклые бляшки, как украшения головных уборов. При мужчинах находились топоры, кинжалы, булавы, глиняные и металлические сосуды; при женщинах — «булавки» и украшения.

Основными, «руководящими» формами кобанской культуры являются: из предметов вооружения — топоры, из предметов украшения — фибулы. Самыми характерными предметами кобанской культуры являются топоры.

Кобанские боевые топоры

Кобанские боевые топоры имеют совершенно своеобразную форму; они узки, длинны, изящно изогнуты, с овальным отверстием для рукоятки; молоточная часть небольшая, лезвие выпуклое и изогнуто полукругом; топоры тяжелы по весу, почти все сильно заострены. Топоры хорошо орнаментированы или геометрическими фигурами, или формами из животного царства, или розетками, являющимися символами солнца; есть также изображения человека с луком, поражающего семь змей.

Другим вооружением «кобанцев» были кинжалы. Кинжалы встречаются двух форм: 1) литые в общей форме с рукояткой и 2) без рукояток; лезвие кинжала — обоюдоострое.

Из предметов, относящихся к уборам-украшениям, самыми характерными являются дугообразные фибулы — застежки; фибулы встречаются в могилах и мужских, и женских.

Далее, нужно отметить наличие среди предметов кобанской культуры конских принадлежностей: бронзовых удил и украшений конского убора.

Сосуды делались из глины от руки; они черного цвета и украшены линейным рисунком или животным орнаментом, затертым белой известковой массой. В числе сосудов встречаются чашки, горшочки, кружки; имелись двойные сосуды, сосуды в форме животных и птиц.

Кобанская культура испытывала влияние ассиро-вавилонской культуры. На ассирийских изображениях богов и царей можно видеть такие же кинжалы, пояса, бронзовые серьги, монисты, а также конские удила и стрелы, какие употреблялись в эпоху кобанской культуры. В орнаменте наблюдается такое же сходство, главным образом, в изображении зверей; особенно характерно сходство в изображении двух пантер, стоящих друг против друга с разинутыми пастями, с подобным же изображением ассирийских чудовищ. Стиль изображения зверей отражает также и влияние хетгской культуры.

Проводником влияния ассирийской и хеттской культур на кобанскую культуру было государство Урарту, которое своими северными окраинами подходило к Закавказью и через горные проходы оказывало влияние на территорию современной Осетии.

Кобанская культура

На основании памятников кобанской культуры можно предполагать, что носители этой культуры занимались скотоводством: коневодством, разведением мелкого и крупного рогатого скота, а также охотой. Земледелие было мотыжное. Высоко была развита металлургия, изготовление бронзовых изделий. В обработке металлических изделий было достигнуто высокое совершенство. Обработка руды происходила в специальных мастерских: отливка производилась в твердых формах; хороша была техника инкрустаций.

Думать, что бронзовые изделия, найденные в могильниках Кобана, не местного производства, а привозные, нельзя не только в силу оригинального их характера, но и потому, что многие предметы сохранились неочищенными от наплывов, которые они получили при выходе из формы.

У «кобанцев», как выше указано, были оживленные сношения со многими даже далекими культурными центрами. «Кобанская культура явилась фокусом, собиравшим лучи из разных очагов, имевших большею частью первостепенное значение».

Носители этой культуры переживали родовую стадию без каких — либо признаков социальной дифференциации, что видно из того, что в инвентаре отдельных могил резкого различия нет.

В связи с развитием скотоводства и металлургии в рассматриваемый период произошел переход от матриархата к патриархату.

«С появлением стад и прочих новых богатств, — говорит Энгельс, — в семье произошла революция, произошло поражение женского пола, произошел переход от матриархата к патриархату». Действительно, для Кобанской культуры характерно почти полное отсутствие изображений женских фигур, тогда как мужских имеется значительное количество.