В тот исторический период, когда племена майкопской культуры достигли зенита своей славы, в горнолесных районах Северо-Западного Кавказа от Тамани до г. Очамчири появились сложные монументальные сооружения. Это дольмены – каменные гробницы, обычно воздвигнутые из нескольких мощных плит. Искусство строителей дольменов поражает воображение и современных архитекторов, ведь каменные блоки скреплены при помощи пазов, подтесок, подшлифовок так, что зачастую между ними не проходит и лезвие ножа.
На Северо-Западном Кавказе известно несколько типов дольменных построек. Наибольшее распространение получили плиточные (или обыкновенные) дольмены. Они сложены из пяти плит – четырех вертикальных и одной горизонтальной в виде крыши. Встречаются также и дольмены-монолиты, целиком высеченные в скале. Размеры этих удивительных памятников колеблются в пределах 0,7 – 2,4 м. Обязательным является наличие в передней стене отверстия прямоугольной или круглой формы, которое закрывалось каменной пробкой. Стены многих дольменов покрыты зигзагообразными узорами.
Общее количество описанных на Северо-Западном Кавказе дольменов достигает 2200 построек. Обычно эти погребальные памятники размещались большими группами, образуя целые племенные кладбища. Так, на р. Кизинке (близ станицы Баговской) обнаружено 564 дольмена, в районе станицы Каменномостской – 260-270 экземпляров.
Дольменная культура возникла на Кавказе в эпоху ранней бронзы (2400 – 2100 гг. до н. э.) и существовала вплоть до середины II тысячелетия до н. э. (1400 гг. до н. э.). историки сходятся во мнении, что строители дольменов пришли на Кавказ из других регионов древнего мира, или же представители местных племен восприняли яркую технику постройки каменных гробниц во время морских путешествий.
Дело в том, что дольмены были распространены на огромной территории Евразии – от Японии до Пиренейского полуострова, от Индии до Кавказа, от Северной Африки до северных областей Западной Европы. Известны они даже в далекой Южной Америке.
Племена дольменной культуры находились на высокой по тем временам ступени развития. Они занимались земледелием и скотоводством, а также морским промыслом. Искусные мастера вполне постигли тонкости отделки камня, обработки меди и бронзы, лепки прочной глиняной посуды.
В общественном отношении дольменники прошли ту стадию, когда основной ячейкой являлся род. Дольмены включали 2-3 погребения. Это значит, что они были не родовыми, а семейными усыпальницами. Отмечая значение семьи в жизни местных племен, следует сказать и о силе древних родовых связей, благодаря которым мастера каменных дел сообща возводили многотонные сооружения.
С начала своего появления на Северо-Западном Кавказе, строители дольменов вступили в контакт с местными племенами. Отношения с майкопцами поначалу складывались дружелюбно. Шел процесс сближения двух своеобразных культур – на р. Белой у станицы Новосвободной археологи открыли погребения, заключающие дольменные постройки под курганной насыпью. Со временем, однако, майкопцы оказались вытиснутыми из Прикубанья.
Обе археологические культуры связываются учеными с древнейшим адыго-абхазским этносом.