Тагаурские старшины

Сами же царгасаты выводили свой род от некоего Цергесия, выходца из-за Черного моря, который в давние времена с братом своим Шарвашем прибыл на Кавказ. От этого Шарваша якобы произошли абхазские князья Шарвашидзе, а Цергесий поселился в Стырдигории, где он и его ближайшие потомки имели гораздо большее значение, чем бадилаты.

Так же и тагаурские старшины рассказывали о своем родоначальнике Тага, что это был бежавший из Армении царевич. Он поселился сначала в Алагирском ущельи, построил себе замок с башней и бойницами. Среди алагирцев он жил, как князь. От него пошли тагаурские фамилии. Один из потомков Тага во время междоусобной борьбы куртатинцев с тагаурцами счастливо спасся в Кабарду и вместе с могуществественной кабардинской фамилией, в сопровождении большой дружины, возвратился в Тагаурское общество, в Даргавс, где отыскал землю отца своего и поселился там. От него пошла тагаурская фамилия Шанаевых.

Это предание характерно в том отношении, что, с одной стороны, знать в этом предании старается связать свою генеалогию с закавказскими владельцами и тем оправдать свои владельческие права и, с другой, оно весьма близко к истине говорит о поддержке кабардинскими князьями тагаурской знати в борьбе за землю и за власть.

Предания же простого тагаурского народа о происхождении знати более реалистичны.

По этим рассказам предками тагаурских старшин были некие выходцы из Алагирского общества. Эти люди из-за наживы связались кабардинскими князьями, вместе с ними совершали набеги, грабежи и угон стад. За эти действия они были, изгнаны народом из Алагирского общества и переселились в Куртатинское. Но и оттуда они вынуждены были уйти в незанятое Тагаурское ущелье. Уцелевший, по преданиям, от избиения всего их рода Шанаев нашел приют в Кабарде у князей Кайтукиных, получил у них воспитание и с их помощью водворился в Тагаурии.

Таким образом, насилие, по глубокому убеждению народа, лежало в основе знатности и земельных владений Тагаурских алдаров. Сообщение легенды о поддержке Шанаева кабардинскими князьями отражает несомненный исторический факт развития привилегированного сословия в Тагаурском обществе под влиянием кабардинского феодализма.