Кабардинская знать

В преданиях куртатинской знати также заметно стремление вывести свой род из чужой страны и этим высоко поднять себя над местной общественностью. Они рассказывали, что их «родоначальник» Курта был родным братом Тага, родоначальника тагаурской знати. Поселившись в Куртатинском ущельи, Курта
вместе с Тага построил себе стену, дома и башни для защиты.

«Знатные» фамилии Нартского ущелья также старались связать свой род с переселившимся из-за Кубани княжичем Хетагом, младшим сыном кабардинского князя Инала; старший же сын этого Инала, Биаслан, якобы стал родоначальником кабардинских князей.

Итак, народные предания рисуют процесс феодализации в следующем виде. Знатные люди, хорошо вооруженные, как об этом подчеркнуто говорят предания, воинственные, организованные, опираясь на своих зависимых людей и на крепкие замки, покрывали своей рукой и общинников, и общественные земли, которые они «охраняли». Из силы и родилось их «право», противное обычному праву, вытекавшему из освоения земли путем приложения труда. Да и сами бадилаты порой признавали это. Бадилат Караджаев с редкой откровенностью, с точки зрения классовых позиций, объяснял причину вражды между бадилатами и простым народом: «Причина спора заключалась в присвоении бадилатами в собственность участков, прежде общих». В этом свидетельстве феодала XIX в. очень правильно отражена история роста феодализма в Северной Осетии вообще, и в Дигории в частности.

Насильственное происхождение

Но в генеалогических преданиях знати старательно затушевывается насильственное происхождение их «прав». В них ярко выступает стремление оправдать свое право на власть своим чужестранным происхождением, своей родственной близостью к властителям Закавказья и Кабарды, и тем самым поднять себя, над родной общественностью, озарить себя светом величия чужестранных властителей и найти в этом санкцию для своего захватнического права.

Вырастая «на караульных службах» по охране стад и пастбищных земель, знать, естественно, распространяла свое влияние, свое «право» в первую очередь на эти земли, на эту главную базу народного существования; завладевая пастбищами, они тем самым ставили в зависимость и личность и имущество «охраняемых».

Вот почему феодалы главным образом стремились завладеть пастбищными землями, лугами и лесами. «В горах родовые земли наши, — объясняли бадилаты, — и составляют, именно те земли, на которых издревле производится сенокос, пастбища и лесные урочища. Земли эти; лежат вне владения деревень и аулов, населенных простым народом. Земли эти дошли до нас по праву наследства от прадедов наших. Между тем, простой народ, живущий в горах, имеет также свои родовые участки, на которых он производит хлебопашество и небольшой покос трав: Места пастбищные и хутора находятся уже на землях, принадлежащих бадилатам, которым простой народ, за дозволение пользоваться землей, платит поземельную повинность: в год с одного двора по 2 барана».

Конечно, феодалам принадлежали и «лучшие нивы» , но в условиях преобладания скотоводческого хозяйства владение пастбищами было главным богатством и самым удобным способом поста вить в зависимость социально слабые элементы.