Феодальная знать

Вырастая на «защите» народа, феодальная знать сооружала сторожевые и боевые башни. Эти башни в новых социальных условиях приобретали и новое значение: они, стали опорным пунктом дальнейшего социального роста феодальных фамилий, их дальнейшего наступления на своих сообщников. К этим башням вполне применимы слова Энгельса: «Не даром высятся грозные стены вокруг новых укреплений, в их рвах зияет могила родового строя».

По словам Гана К. Д., сравнивавшего ландшафт по Рейну и по р. Уруху, в окрестностях аула Донифарс «путешественник невольно переносится в средние века, во времена рыцарей-грабителей. Невольно напрашивается сравнение с долинами верхнего течения реки Дуная, которые так богаты разоренными замками. Всё решительно горы и холмы увенчаны развалинами мелких крепостей: сохранилась, например, родовая крепость богатых князей Тугановых недалеко от Махческа: это поистине укрепление больших размеров».

Сходство осетинских галуанов с западно-европейскими замками не случайное. Замки в Осетии того же социального происхождения и того же социального смысла, что и замки средневековых феодалов. Их создавала одна эпоха, одни условия: натуральное хозяйство, низкая техника производства и «кулачное право», внеэкономическое принуждение по отношению к социально слабым элементам.

На оформление феодализма в Северной Осетии оказала влияние близкая связь и даже некоторая зависимость Северной Осетии от кабардинских феодалов, которые, как сказано выше, после монгольского, нашествия оттеснили осетин в горы, а сами захватили плоскостные земли.

По вопросу о зависимости Осетии от кабардинских князей в исторической литературе существует противоречие и недостаточное понимание существа этих отношений.