Хозяйство

В эпоху раннего средневековья экономика адыгских племен, вошедших в зихский союз, испытывала немалые трудности. В начале 1 тыс. н. э. Боспорское царство, являвшееся в меото-сарматскую эпоху главным торгово-экономическим партнером населения Северо-Западного Кавказа, охватил кризис. В 370 году, не выдержав беспощадных ударов времени, оно прекратило существование. Одновременно бескрайние равнины Предкавказья подверглись завоеванию гуннской орды. Некогда буйные хлебные поля превратились в выпасы для неисчислимых стад гуннов.

Многовековые традиции адыгского хозяйствования пришли в явное противоречие с варварской культурой завоевателей. Нормальное развитие экономики было нарушено. Наступил некоторый спад, проявившийся в сокращении зерновых посевов, обеднении ремесел, спаде торговли.

Зихские крестьяне упорным трудом постепенно преодолевали губительные последствия внешних обстоятельств. Они не изменили своему образу жизни. Фигура горского пахаря, заботливого земледельца по-прежнему составляла отличительную особенность местного хозяйственного быта. К уже известным с/х орудиям прибавились косы, дававшие зихам возможность эффективной уборки выращенных урожаев. В это время адыги, как и раньше, высевали просо, ячмень, бобы, горох, но вместе с ними распространились овес и лен.

Не были забыты и навыки выращивания скота. Кости коровы, лошади, свиньи, овцы и домашней птицы вполне привычны глазу археолога, раскапывающего средневековые погребальные комплексы. Судя по всему, предпочтение отдавалось овцеводству, хотя особой заботой со стороны местного населения пользовалось коневодческое хозяйство. Не исключено, что именно в тогда началась селекция адыгского жеребца, с которым впоследствии воедино была связана походная жизнь джигита.

Скотоводство у зихов было отгонным. В мае, когда невыносимая жара, назойливые мухи и слепни серьезно осложняли выпас стад на равнине, их перегоняли на высокогорные пастбища. В сентябре скот спускался с гор и пасся на плоскостных участках до выпадения первого снега. Зимой домашних животных держали в специальных помещениях (кошах) и кормили заранее припасенным сеном. С наступлением весны и появлением молодой травы многочисленные стада и отары выгоняли на приаульские просторы. Такой способ ведения скотоводческого хозяйства наиболее отвечал природным особенностям Северо-Западного Кавказа.

После падения Боспорского царства рыболовецкие хозяйства адыгов на берегах Черного и Азовского пришли в упадок. Лишь в некоторых пунктах продолжали заниматься этим древним промыслом. Рыбацкие поселки существовали на Таманском полуострове, в районе Геленджика, о чем хорошо говорят находки крючков и останков снастей.

Охота тоже продолжала иметь место. Кавказские леса, богатые зверем и птицей, удовлетворяли потребности местного населения в мясе. Кости и рога диких животных шли на отделку оружия или изготовление декоративных вещей, шкуры служили сырьем для пошива одежды и головных уборов. Кроме того, охота выступала предметом состязаний и забав зихов-воинов, особенно знати. В жестокой схватке с могучими обитателями гор и лесов адыги проверяли свое мужество, ловкость и удачу.

В эти времена адыгское хозяйство все также было натуральным. Однако существовали и некоторые виды ремесла по выделке металла и глиняных вещей. Добыча и плавка металла, ковка и изготовление оружия, ювелирное искусство, изготовление хорошей керамики требовали специальных приспособлений и навыков.