Ювелирное искусство древних осетин
Все предметы, объединяемые в понятие ювелирное искусство древних осетин были изготовлены или греческими мастерами или же скифскими. Но все же, если бы их делали даже не скифы, то высокохудожественное исполнение их «должно рассматривать, — говорит Городцов, — как доказательство того, что скифы обладали вполне развитым чувством изящного, для удовлетворения запросов которого и явились удивительные творения искусства; столь художественных вещей греки не делали для других соседних народов»!
Сегодня доказательством этого бесспорно служат раритеты, найденные современными учеными в раскопанных курганах. Вспомним про майкопский или келермесские курганы.
Генезис этого древнего стиля окончательно наукой не определен, но, во всяком случае, этот стиль является самой характерной особенностью Скифской культуры и сыграл большую роль в общей истории искусства.
На Северном Кавказе скифская культура развилась особенно богато в Прикубаньи, что обусловливалось близостью к Босфорскому греческому государству, с которым скифы стояли в близких экономических и политических связях. Бывали времена, когда часть прикубанских скифов даже подчинялась Босфору.
Прикубанские скифы сложили такой же социальный и политический строй, какой был и у царских скифов, как он описан Геродотом. У них был такой же строй военной демократии. Во главе их стояли цари, была знать, все войско состояло из вооруженного народа.
Скифы и скифская культура на Северном Кавказе не ограничивались только Прикубанью. Скифы распространились и в степной части Северного Кавказа, и в горах Кавказа.