Земледелие в горах
Земледелие в горах весьма своеобразно. Оно требует приложения исключительно тяжелого труда человека к земле. Участок земли, приспосабливаемый к пашне, сперва очищается от камней, разбросанных по всей территории, удобряется, порой обводняется, причем частые снежные и каменные обвалы и ливни порой полностью уничтожают труды человека, сносят почву, посевы, засоряют землю камнями.
В силу этого сложилось обычное право у всех горцев Сев. Кавказа, в том числе и у осетин, по которому земля, приведенная таким тяжелым трудом в культурное состояние, делалась собственностью лиц, приложивших к ней свой труд.
Обычное право горцев не знало права давности владения, т. е. земля, раз освоенная, навсегда оставалась за тем, кто ее освоил; освоивший впервые эту землю не терял на нее права, сколько» бы времени ни владел ею кто-либо другой. В связи с этим в горах переделы земли не имели места.
Остальные же земли: пастбища, луга, леса — оставались во владении « пользовании всего рода. Они не дробились, ибо, в случае захвата в индивидуальное владение отдельных участков этих земель, остальная масса населения лишилась бы основной своей экономической базы, так как главным источником существования были не подворные пахотные участки, а общественные луга и пастбища.
Права купли и продажи
С возникновением подворной собственности, подлежащей праву купли и продажи, что случалось часто в связи с обычаем кровной мести и необходимостью удаления кровника из данной местности, а также в силу дарения, отдачи земли в калым, в плату за кровь и пр., подворная собствен-ность отчуждалась в руки членов других родов, и родовые общины стали превращаться в соседские сельские общины, объединенные совместным владением пастбищами, лугами, лесами. «С заменой однообразного состава их населения смешанным, благодаря позднейшему поселению бок о бок с родственниками и чужеродцев, не прекращалось совместное пользование дворами окружающей селения неразделенной маркой».
В особенно тревожной обстановке протекали летние земледельческие работы. В многочисленных жалобах царскому правительству в XVIII в. осетинские старшины ярко рисовали эту необеспеченность жизни, во время летних полевых работ, нарушаемых наскоками, главным образом, кабардинских феодалов. Они жаловались на «увоз, их детей и людей и продажу их, отогнание скота многого числа в наглых грабежах, а при том недопущение на их поля для пахания земли, севу и сенокосу».
Очевидно, необходима была зоркая бдительность, необходимы были вооруженные караулы. Эту роль вооруженных караульщиков брали на себя более сильные фамилии, в результате чего создавалось подчинение тех, кого они охраняли.
Но в осетинской действительности были еще и другие условия, содействовавшие развитию патронатных отношений. Это весьма распространенный обычай кровной мести, принуждавший виновника преступления уходить из родного общества, искать убежища в другом месте, искать защиты и покровительства от мстителей. Естественно, сильные фамилии использовали эти обстоятельства: они принимали беглецов на свою землю, оказывали им покровительство и так создавали кадры зависимых людей.