Знатные нарты
Знатные нарты были убеждены в том, что «бог создал нартов для веселой и беззаботной жизни».
Другой формой порабощения был обычай покупать «жен по имени» , дети которых составляли зависимый элемент и назывались кавдасардами. Так, в одном сказани» Сырдон по социальному происхождению определяется, как кавдасард фамилии Бората. В этом же сказании определяется и приниженное состояние кавдасардов. Сырдон называет членов рода Бората «своим господами», «своими алдарами».
Так в нартовском обществе стали выделяться «сильные фамилии». В эпосе они назывались «знатными», «лучшими». Лучшие люди — это знаменитые воины, разбогатевшие в набегах, это обладатели богатств они имели стада и рабов, у них имелись зависимые «фасдзауинта» — ; жены их ходили в золоте и серебре.
Во главе «нартовского народа» стоял Уырызмаг, «старший из нартов». Но, в то же время, постоянно упоминаются совещания «нартовского народа» на ныхасе, где решались вопросы внутренней жизни, внешней политики; о походах, о дележе добычи и пр. На собраниях слышались голоса нартовской массы: выступали с речами и предложениями «молодые» нарты, но, все же, руководящую роль играли «знатные нарты».
В нартовской эпосе отражается сознание эксплуатируемых элементов.
Сослан, притворившись рабом-пастухом, говорит своему врагу, великану Мукара: «Я человек невольный, голова моя не свободная. Я — раб Сослана и исполняю без оговорок его приказания. Ты можешь и убить меня, у меня душа холопья, она ни для меня, ни для кого другого не дорога».
С другой стороны, в эпосе ярко отражается и сословная гордость нартовской «знати»; это видно из сказания о «сапоге из сафьяна и сапоге из свиной кожи».