По памятникам материальной культуры можно сделать некоторые выводы и о религиозных верованиях «кобанцев». Обилие изображений из области животного мира отражает их тотемистические верования и культ животных. Бросаются в глаза данные о культе солнца. Об этом говорят колесики, как символы солнца.
Далее, о религиозных верованиях «кобанцев» дает очень интересный материал упомянутое выше изображение на кобанском топоре человека, стреляющего из лука в змея. Это изображение человека сходно, по свидетельству Вирхова, с изображениями человеческих фигур, стреляющих друг в друга, на нижней части каменного истукана, найденного на берегу реки Этоки на территории нынешней Кабарды, где жили раньше предки осетин; на этом памятнике, несомненно, осетинского происхождения, имеется характерное изображение.
Религиозные верования древних осетин уникальны
На нем изображено поднятие на цепи чудовища на небо и пир в загробном мире. Это изображение является прекрасной иллюстрацией к осетинскому сказанию о чудовище-змее Руймоне. По этому сказанию, иногда у самки оленя рождается чудовище в образе змея, которое причиняет всяческие бедствия людям: оно накладывает оковы на воду и не дает ее людям, и люди должны жертвовать ежегодно мальчика и девочку, которых чудовище пожирает; спасает народ герой, убивающий это чудовище. Но, в то же время, мясо чудовища необходимо в загробном мире для обновления стареющих обитателей его. Поэтому божество спускало с неба цепь, захватывало чудовище и тянуло его на небо. На небе мясо разрезали на части, варили в котлах, и умершие употребляли его в пищу. Очевидно, эти осетинские сказания стоят в связи с древнекобанскими верованиями и идут от того времени.
На территории Осетии в памятниках материальной культуры вплоть до раннего средневековья бытовали те черты, которыми характеризуются памятники кобанской культуры; черты кобанской культуры сохраняются и на предметах аланской культуры на территории Осетии. Аланская культура, — говорит Готье, — «корнями своими уходила в глубь веков, являясь по существу и географически преемницей древней бронзовой культуры, обычно связываемой по имени с аулом Кобан».