Скифские цари — предки осетин
Наименования скифских царей и богов, переданные Геродотом, а также и ряд собственных имен, сохранившихся в надписях на территории причерноморских греческих колоний, также объясняются одновременно из иранских языков и из осетинского. Так, например, имя мифологического родоначальника скифов Таргитай объясняется из осетинского «цирг» — острие и означает «острый мощью», «с острой силой». У Таргитая, по легенде, было три сына — Липоксаис, Арпоксаис, Колоксаис. Все эти имена содержат в себе иранское слово «ксаис», что значит — властитель, а у осетин соответствующее слово «ахсин» означает — госпожа, хозяйка. Название скифской богини домашнего очага Табити объясняется из осетинского «тавд» — гретый. Имя скифского царя Сайтафарна объясняется из осетинского «фарн» — мир.
Также и некоторые сохранившиеся сарматские собственные имена и нарицательные слова объясняются из современного осетинского; например, наименование одного из сарматских племен «роксоланы» объясняется из осетинского слова «рохс» — светлый и означает «светлые аланы». Военный клич сарматов «марра» объясняется из осетинского глагола «марын» — убивать и означает «убивай». Сарматское слово «зирин», соответствующее осетинскому «зарин», означает золото; оно употреблялось у сарматов в смысле выкупа.
Ряд скифо-сарматских имен, сохранившихся в причерноморских надписях, объясняется из осетинского языка, например, Иездагос — из осетинского «изад» — дух, Фидас— из осетинского «фидаг» — отец; Фыртас — из осетинского «фырт» — сын и пр. и пр.
Часть собственных имен, сохранившихся в причерноморских надписях, еще и до сих пор бытует у осетин, например, Абрагг, Наеуавг Дадагг.
Но среди скифо-сарматских собственных имен были имена, которые не могут быть объяснены из иранского языка. Некоторые из таких имен бытуют также у осетин, например, Бабо, Бола, Дадо и проч. Очевидно, они вошли в скифо-сарматский и осетинский язык из местных языков.
Свое господство в Причерноморьи и на Кубани скифы установили в VIII в. в результате победы над киммерийцами, господствовавшими в этих местах до этого времени. Часть киммерийцев была вытеснена, остальные смешались со скифами.
Завоевательные походы скифов
В процессе завоевательных походов скифам удалось образовать значительное, объединение племен. По свидетельству Геродота это объединение распространялось от Буга до Дона, но есть основание думать, что в состав этого объединения входили и Придонье и Прикубанье, где жили и скифы, и родственные им сарматы. Умолчание Геродота о вхождении Прикубанья в состав Скифии может быть объяснено тем, что эта область пользовалась известной самостоятельностью. Во всяком случае, несомненно, что жившие на Северном Кавказе сарматы участвовали вместе со скифами в борьбе с персами в конце VI в. и что сарматские цари принимали участие в совещаниях со скифскими царями.
О быте скифов и об их нравах обстоятельно говорит Геродот.
Геродот подчеркивает различие в быту отдельных скифских племен: скифов-земледельцев, живших к западу от Днепра, и скифов — кочевников, живших к востоку от Днепра. Та характеристика быта скифов, которую он дает, касается, главным образом, быта кочевых скифов, именно того кочевого племени, которое называлось «царскими» скифами, обитавшими между Днепром и Доном.
Об их занятиях Геродот говорит: «пропитание себе скифы добывали не земледелием, а скотоводством».
Относительно общественного строя скифов Геродот свидетельствует, что скифы знали рабство, источником которого был плен. Рабов было довольно много, они служили предметом торговли или эксплуатации в хозяйстве. На этом рабовладении создавались социальные различия в среде скифов. Геродот говорит, что среди скифов были «богатые» и «бедные».
Богатая знатная верхушка вырастала на грабительских походах, на захвате скота и рабов и на торговле с соседними греческими колониями.
Во главе объединения скифских племен стояли «царские», т. е. господствующие скифы; на остальные племена они смотрели как на рабов и, возможно, брали с них дань.
Сами царские скифы делились на три части, во главе которых стояли отдельные цари. Эти цари подчинялись главному царю, власть которого была наследственной, но бывали случаи, когда скифы «сами ставили над собой царей». Власть царя не была неограничена. Общественные вопросы, вопросы войны и пр. решались сообща. О таких совещаниях Геродот часто упоминает.
Весь народ составлял войско конных лучников, всегда готовых к походу. «Все они конные стрелки из луков», говорит о скифах Геродот.