Проведение крестьянской реформы
В процессе проведения крестьянской реформы в Осетии, начатой в 1853 году, оставалось разрешить последний завершающий акт — освобождение холопов или косагов и кавдасардов. Обстоятельством, стимулировавшим ускорение реформы, была острая классовая борьба, дошедшая до своего наивысшего предела, до крайних форм, не допускавших далее существования этих видов зависимых сословий.
Недовольство росло под влиянием слухов о крестьянской реформе в России и Закавказьи. К тому же, некоторые правительственные меры, например, стеснение прав рабовладельцев относительно купли — продажи рабов, освобождение холопов у лиц местного происхождения, зачисленных в казачье сословие — все это волновало холопов. Алдар Кануков. — жаловался на холопов Алаевых, что они «с некоторого времени неизвестно по какому случаю вышли из должного повиновения, считая себя свободными на том основании, что будто бы правительство особенно покровительствовало тем, которые исповедуют христианскую религию и находятся во «власти магометан».
Окружные управления едва ли не исключительно занимались разбором споров между владельцами и их рабами и кавдасардами.
В своем классовом ослеплении владельцы не хотели понимать невозможности дальнейшего существования зависимых сословий и настойчиво и упорно просили правительство о сохранении их даже «на вечные времена».
Но правительственная власть сознавала, что «было бы неблагоразумно и неосторожно откладывать разрешение этого вопроса». При таком положении вещей была создана в 1866 г. «Комиссия по освобождению зависимых сословий в горных племенах кавказских» под председательством Карцева.
Потрясения и расстройства
Задачей комиссии было разрешение этого вопроса, но «без потрясений и расстройства интересов владельческих классов».
В силу этого местные власти запросили мнение по этому вопросу представителей господствующих классов Дигории, Тагаурии, Алагира и Мамисона, а также представителей «простого дигорского народа».
Дигорский проект: лица мужского пола должны оставаться в течение б лет в положении временно обязанных или уплатить за каждый год 30—40 руб., лица женского пола — на тех же условиях или уплатить выкуп в размере калыма. Дети мужского пола свыше 6 лет— отбывают повинность во вдвое меньшем размере, чем их родители, женского пола — отвечают владельцу своим калымом.
Тагаурский и алагирский проект: взрослые остаются в течение 3 лет в качестве временно обязанных или уплачивают 75 руб. номылус без детей освобождается за выкуп в размере стоимости калыма, выплачиваемого родственниками; номылус с детьми должна 6 лет оставаться и отрабатывать стоимость вы купа; номылус свыше 40 лет освобождается бесплатно.
Проект «простого дигорского народа» по вопросу с кумиягах сходен с тагаурским планом, с тем лишь различием, что номылус с детьми должна была освобождаться бесплатно.
В представленных проектах самым спорным и неясным вопросом являлся вопрос о кавдасардах. Дигорские бадилаты не проводили различия между кавдасардами и рабами, кроме отсутствия права за владельцем продавать своих кавдасардов; тагаурские же алдары утверждали, что кавдасарды должны оставаться под властью владельцев до 3-го поколения от первого владельца. Сами кавдасарды это решительно отвергали.