Реком, по ее словам, — род деревянной постройки, весьма похожей на швейцарский шаэ. Главная часть здания срублена в шипы, низкая деревянная крыша опускается широким навесом, который покоится на деревянных колонках. Слеги, поддерживающие крышу, заканчиваются коньками, резанными из дерева и украшенными продольными насечками. Полка, приделанная к внешней Поперечной стене храма, равно как и навес, устроенный вдоль него, завалены или заставлены рогами и черепами туров, оленей и баранов; сам храм убран ими и по сторонам. Между рогами находятся и разные вещи: бронзовые пернач и ритон, персидский коврик, чашка с монетами, бусами, серьгами, железные кресты и подковы. Над дверью висят три бронзовых колокола, из которых один средней величины, а два очень маленькие. На первом — грузинская надпись: «Мы, Багратион, великого царя сын, Георгий, принесли этот колокол и молитвенник св. отцу, отцу св. Осетинской и Дигорской стороны, за спасение нашей души и победы над нашими врагами». Низенькая, но тяжелая, окованная железом дубовая дверь ведет в пристройку или сени храма, другая, такая же; из сеней в самый храм. Пристройка почти до верха зава» лена стрелами. Самый храм представляет низкий четвероугольный сруб, не более десяти или двенадцати шагов в квадрате, освещается он двумя маленькими, прорубленными на запад и восток, окошечками. Стены и потолок обвешаны большим ковром и разным платьем, превратившимся от времени в лохмотья. Пространство у стен завалено и заставлено, разными приношениями: чашками, кадильницами, иконами, маленькими ларцами, серьгами, гривнами и проч. и проч. Тут же находится знаменитый шлем, осетинского героя Ос-Багатара, жившего в XIV столетии.
Миссорка шлема стальная; вдоль лба идет накладная пластинка; пространство для глаз вырезано; забрало и назатыльник из легкой плетеной кольчуги.
Религиозный почет
Храм находится в ущельи, с древнейших времен пользовавшемся большим религиозным почетом у местных и соседних народов. Этот храм достроен на месте старых языческих святилищ. Построен он грузинским духовенством; время постройки предположительно может быть отнесено к XVII в. Христианский дух этого храма давно выветрился в языческий характер вполне возобладал, что выражается в культе, совершаемом у этого храма.
Когда все собирались в сакле и мужчины рассаживались за столом по старшинству, кто-либо из молодых людей, прислуживающий за столом, приносил три большие лепешки, которые раскладывали треугольником так, чтобы одна покрывала часть другой, и три жареных куска мяса. Старший, взяв кусок этого мяса, а также лепешку и бокал с аракой, произносил молитву, в которой просил бога или святых о благополучии. После молитвы он часть мяса бросал в огонь, давал кусок вкусить от него младшему из мужчин, брал себе кусок, остальное раздавал старшим. В этом заключался обряд освящения пищи и питья, после чего начинался пир. Женщины в молитве и в пирах принимали участие, но только на своей половине.
Все эти праздники сопровождались рядом магических действий, долженствовавших якобы обеспечит! плодородие растительного и животного мира.
Из семейных праздников необходимо отметить почитание покровителя данного дома — Бынатхицау, а также Сафа, бога домашнего очага и надочажной цепи. В честь божестза Бынатхицау справляли праздник в среду между 25 декабря и 1 января; чаще всего резали в этот день козла, козленка или черную курицу и готовили пищу, от которой, по поверью осетин, «вкушал» сам предок, когда семья специально для этого на время покидала помещение. Местопребыванием домового считалась кладовая «кабиц».