Память о групповом браке в истории осетин

Уырызмаг считал неудобным подобный брак, боясь общественного осуждения, но Сатана, как повествует сказание, довольно остроумно сумела убедить его в том, что общество скоро привыкнет к необычному явлению. Она предложила ему трижды проехаться по селу на осле, сидя спиной к голове осла. В первый раз все присутствовавшие на ныхасе. смеялись и удивлялись, во второй раз — меньше, а на третий раз — совсем перестали обращать на него внимание. Так, гласит сказание, скоро привыкли и к браку брата с сестрой.

Память о групповом браке сохранилась в сказании о том, как нарты претендовали на Агунду-пленницу и жену Сослана, а также в упоминании о свободных супружеских отношениях Уырызмага и Сатаны и в сказании о том, что Уархаг был женат на своей невестке Дзерассе.

Из группового брака, как известно, возник материнский род. «Поскольку существовал, — говорит Энгельс, — групповой брак, происхождение могло быть установлено лишь с материнской стороны, и потому признается только женская линия».

Это — первая форма рода, т. е. союза лиц, которые сознают себя родственниками, когда браки между родственниками запрещаются; родство считается по женской линии дочери матери пребывают в роде матери, а мужчина, вступая в брак, переходит в род жены; наконец, материнский род характеризуется почетной и руководящей ролью женщины, как в хозяйственной, так и общественной жизни.

Пережитки матриархата отражаются в нартовском эпосе. По нартовским сказаниям «безымянный» сын Сатаны жил у родственников своей матери. Сослан и Батрадз жили у «неродившей»их матери Сатины. Женщины в нартовском обществе играли значительную роль.

Женщина играла большую роль в тогдашнем хозяйстве. Она занималась земледелием, изготовляла напитки, выделывала сукно, окрашивала его, шила одежду, выделывала бурки, обрабатывала овечью кожу, шила обувь. Она заведывала всем домашним хозяйством. «Мужчина в доме — гость», говорит осетинская поговорка, идущая, очевидно, еще от этой эпохи. Женщина ведала продовольственными запасами.

Эта роль женщины хорошо представлена в нартовском эпосе в образе Сатаны.

Мудрая женщина

В нартовских сказаниях Сатана — «вещая», мудрая женщина, идеальная жена « хозяйка. Она — необыкновенной красоты, в то же время, она умна и энергична. По уму своему Сатана не уступала мужчинам. Она придумала способ варить пиво и квас. Она выручала свой род из беды всякий раз, когда наступали тяжелые временна для нартов, когда падал скот, или же был голод. В одном из сказаний описывается, как Сатана спасла нартовский народ от голодной смерти, устроив им обильное угощение из своих запасов.’

Современное выражение у осетин «наша хозяйка — Сатана» является лучшей похвалой для женщины, как хозяйки дома, как распорядительницы домашнего хозяйства.

Сатана была не только равноправной с мужчинами нартами, но все крупные вопросы общественной жизни решались с ее участием. Из эпоса явствует, что не только Сатана, но и другие женщины у нартов пользовались высоким уважением и почетом. Споры нартов часто разрешали женщины; отказать в просьбе женщине считалось непристойным. К женщине обращались за советом и даже за покровительством.

И до последних дней в осетинском быту, как пережиток матриархата, сохранилось сознание крепости родства по материнской линии важение к женщине.

Но еще значительнее в нартовском эпосе отразились черты патриархального рода, те пережитки его, при наличии которых складывался нартовский эпос.