Инвентарь могильников древних осетин

Сравнивая инвентарь могильников Северной Осетии и Салтовского могильника, Ю. Готье говорит: «сходство бьет в глаза и не оставляет никакого сомнения, что одновременно в VI—IX вв. на Северном Кавказе и по течению Донца существовала одна и та же культура, что люди, обитавшие в Салтове, жили, одевались, веровали и хоронились совершенно так же, как очень далеко обитавшие от них жители современной Осетии».

Выше было отмечено, что характеристика быта осетин в героический период их истории, в период военной демократии, в период скифо-сарматский и аланский, может быть с большой яркостью представлена по нартовскому эпосу. Эпос называется нартовский потому, что в сказаниях повествуется о «Нартовском народе» и его героях, живущих в «Нартовском селении».

Происхождение слова «нарт» — неясно. Абаев В. И. производит его от монгольского слова «нар» — солнце и считает, что древние осетины называли себя «детьми солнца», так как солнце было их тотемом.

Французский ученый Дюмезиль связывает это название с древним иранским словом «нарт» — плясать, так как нарты славились своей пляской.

То обстоятельство, что нартовский эпос бытовал и у других народов Северного Кавказа, легко может быть объяснено тем, что предки осетин — аланы — господствовали на Северном Кавказе и, следовательно, другие народности Северного Кавказа могли заимствовать эти сказания у них.

«Нарты, — говорит Абаев В. И., — это поэтический псевдоним осетин, созидателей этого эпоса, а нартовский эпос — поэтизированная и фантастическая автобиография осетинского народа, овеянная мифами и легендами».

Нартовские сказания в своей древнейшей основе являются мифологическими, т. е. они выражают древнейшие религиозные анимистические представления народа, сводившиеся к олицетворению сил природы в образах героев.

Хотя нартовские сказания и мифологичны в своей основе, но они облечены в столь реалистические формы, что делают эпос исключительно ценным историческим источником для характеристики быта, нравов и верований древних осетин.

Нартовский эпос начал складываться в первом тысячелетии до н. э., но развивался он и в I тысячелетии н. э.