Плата за калым
В прежнее время, — свидетельствовал народ, — если кто брал в свое стадо козла, принадлежащего бадилату, то по всей Дигории объявлялось, что такой-то пасет свое стадо от имени такого-то бадилата. Й если, бывало, кто-нибудь украдет что-нибудь из такого стада, то, кроме уплаты за воровство, вор уплачивал бадилату, которому принадлежит козел, штраф — вола.
Кто сядет на лошадь бадилата, пасущуюся в поле, платит в штраф 2 быка, если же на лошадь гостя бадилата, то одного быка.
В то же время этот «черный» народ был в приниженном положении сравнительно с высшим сословием, как в отношении отсутствия права заключать брачные узы с ними, так и в отношении платы за калым, платы за кровь и т. п.
В полном смысле зависимыми сословиями были кавдасарды и кумияги; они пожизненно и потомственно находились в связи и зависимости от своего господина, хотя бы и жили отдельно от его дома, и были в полной его воле в отношении повинностей.
В недрах этого феодального общества на самой низкой его ступени стояли рабы. Источниками рабства были: происхождение от раба, пленение и покупка. В количественном отношении этот разряд зависимых был ничтожно мал сравнительно с остальной массой зависимых людей — фарсаглагов и кавдасардов.
Работорговля у осетин, как и у других горских народов, была до подчинения царизму обычным явлением. Торговали пленниками, которых специально ловили для продажи. Рабов продавали для эксплуатации внутри своих обществ или же их вывозили та далекие рынки — в Крым или Турцию, через Черноморское побережье. Центрами внешней торговли на Сев. Кавказе были Татартуп и селение Эндери. Уводом в плен часто занимались кабардинские князья, о чем ярко говорят народные осетинские песни, а также жалобы осетин царскому правительству.