Религиозные верования

В IV – V вв. у адыгов существовали языческие верования. Язычеству свойственна вера в загробную жизнь, многобожие, почитание «священных мест». К языческим божествам, которым поклонялись адыги, относились великий бог (Тхьэшхо), солнце, луна, звезды, бог огня, бог души (Псатхьэ), бог грома (Шыблэ), бог плодородия (Тхьагъэ-лэдж), бог леса и покровитель охотников (Мэзытхь) и другие. Языческая религия существовала у адыгов долго и была весьма устойчивой.

Носили адыги амулеты и были у них талисманы. Средневековые люди верили, что такой предмет, как амулет, может магическим образом охранять человека от разных бед. Талисман считался магическим средством, которое может удовлетворять различные потребности своего обладателя.

Леса и реки, как казалось средневековым адыгам, имели своих духов – покровителей. Верили в существование ведьм и колдунов. Злым духам приписывали приключавшиеся несчастья или болезни. Молились в это время адыги в священных лесах и рощах.

В VI в. из Византии проникает к адыгам христианство. Во времена правления в Византии Юстиниана появляются на Северо-Западном Кавказе греческие попы. Возникают в стране адыгов епископские кафедры. Епископ Фанагории Иоанн в 519 г. присутствовал на константинопольском соборе. Это говорит о существовании в 6 веке церковной организации на таманском полуострове. В 526 г. в христианском делопроизводстве встречается имя зихского (адыгского) епископа Дамиана. О христианстве у адыгов свидетельствуют остатки церквей и часовен, надгробные плиты с греческими христианскими надписями и сохранившиеся каменные кресты. На некоторых надписях адыгские слова были написаны греческими буквами. Христианских священников называли шогени (шэуджэн). С появлением христианства языческие верования у адыгов не исчезли. Эти религии переплетались между собой.

Христианство у адыгов получило развитие также в VII-IX вв. В начале 8 в. в Зихии центром христианской епархии был город Никопсия. Епархия находилась также в Матрике (Тамани). По словам монаха Епифания, на рубеже VIII-IX вв. христианство пустило наиболее прочные корни у закубанских адыгов (касогов). Епифаний писал о них: «Это люди кроткие и доступные вере, они с радостью приняли слово проповеди». Вместе с тем у зихов (причерноморских адыгов) христианство получило меньшее распространение.

Процесс христианизации адыгов усилился в X-XII вв. Этому теперь способствовала не только Византия, но также Грузия и Русь. Тмутараканское княжество (X-XI вв.) было одним из форпостов распространения христианства в Зихии и Касогии. В этом деле Тмутаракань получила поддержку греко-византийской церкви.

И после падения Тмутаракани здесь сохранилось христианство. В начале XIII в. на месте Тмутаракани находился адыгский город Матрика. В нем, по свидетельству доминиканского монаха Юлиана, «князь и народ называют себя христианами, имеющими книги и священников греческих». На Северо-Западном Кавказе действовали церкви. Все же христианство не заняло ведущей роли в религии адыгов в X-XII вв. По-прежнему преобладало язычество.

В XIII-XV вв. итальянцы (генуэзцы и венецианцы) предпринимали усилия по распространению в Черкесии католической религии. Как известно, православие и католицизм представляют собой две ветви единой христианской религии. Тем не менее между ними шла острая борьба за влияние на умы.

Католические миссионеры устремились в XIV в. в Крым и на Кавказ. В 1320 г. по решению римского папы Иоанна II в Кафе была открыта епископская кафедра. Некоторые черкесские владетели принимали католичество. В рассматриваемое время, например, рьяным приверженцем католицизма был правитель г. Воспоро (Керчь) адыгский князь Миллен. При его содействии был обращен в католичество другой адыгский князь по имени Верзахт.

В 1346 г. в Матрегу был назначен первый епископ Зихии францисканец Иоанн. А с 1439 г. в Черкесии были уже один католический архиепископ и два епископа. Действовали в стране католические церкви и монастыри. В целом, однако, деятельность католических миссионеров не привела к установлению господства католической религии на Северо-Западном Кавказе. Языческие верования продолжали играть важную роль в жизни адыгов.