Семья и общественный быт — понятия всегда важные для любого народа любой страны.

Дошедшие до нас сведения о семейном и общественном быте относятся преимущественно к XIII – XV вв. У адыгов в это время существовал обычай левирата, согласно которому женщина, у которой умер муж, становилась женой своего деверя. Существовало многоженство. Священник Юлиан, побывавший на Тамани в 30-х годах XIII в. у одного адыгского феодала, писал, что у него было 100 жен.

Свадебные обряды отличались своеобразием. Невеста должна была быть «чистой девой», в противном случае брак расторгался. Это было большим позором для родителей невесты. В случае развода невеста доставлялась обратно в родительский дом. Жених возвращал ее приданое. Она же возвращала платья и другие подаренные ей вещи.

Дж. Интериано сообщал, что адыгские женщины «разрешаются от бремени на соломе, желая, чтобы она служила первым ложем новорожденному, и затем несут его к реке и там купают, не обращая внимания на мороз. Новорожденному дают имя того, кто первым из посторонних войдет в дом после родов. И если это – грек, латинянин или вообще носит иностранное имя, то всегда прибавляют к этому имени окончание «ук». Например, Петро – Петрук, Пауло – Паулук и т. д.»

Обычаи гостеприимства

У адыгов был распространен обычай гостеприимства. Радушно принимали у себя дома не только соплеменников, но и чужеземцев.

У феодалов Черкесии существовал обычай аталычества. Он заключался в том, что дети отдавались на воспитание в чужую семью, чаще всего в семьи подданных. Мальчиков учили владению оружием, верховой езде, правилам горского этикета. Возвращение взрослого сына от аталыка в родную семью сопровождалось празднеством.